В некоторых условиях полета — при снижении, подготовке к посадке, приземлении и после посадки — желательно иметь возможность увеличить сопротивление для замедления самолета. Для этого был разработан ряд устройств. К ним относятся скоростные тормоза, представляющие собой большие плоские пластины, которые могут быть развернуты пилотом для резкого увеличения сопротивления и чаще всего встречаются на военных самолетах, и спойлеры, представляющие собой поверхности, которые могут быть выдвинуты на крыле или фюзеляже для нарушения воздушного потока и создания сопротивления или для работы таким же образом, как элероны. Тяга также может быть обеспечена за счет выдвижения шасси или, при соответствующих скоростях полета, за счет закрылков и других подъемных устройств. Подъемная сила и сопротивление примерно пропорциональны площади крыла самолета; если все остальные факторы остаются неизменными, а площадь крыла удваивается, то и подъемная сила, и сопротивление увеличиваются вдвое. Поэтому конструкторы пытаются минимизировать сопротивление, сохраняя площадь крыла как можно меньше, и одновременно увеличивая подъемную силу с помощью некоторых типов закрылков на задней кромке и планок на передней кромке, которые способны механически увеличивать площадь крыла. (Эти устройства также изменяют развал крыла, увеличивая как подъемную силу, так и сопротивление). Пассажир, сидящий в кормовом иллюминаторе современного авиалайнера, может наблюдать, как крыло буквально превращается из гладкой, тонкой, обтекаемой поверхности в почти полукруглую поверхность за счет применения огромного количества устройств, увеличивающих подъемную силу и сопротивление.
Закрылки являются продолжением задней кромки крыла и могут отклоняться вниз на угол до 45°. Многие закрылки эффективно увеличивают площадь крыла, увеличивая подъемную силу и сопротивление. Угол, на который отклоняются закрылки, определяет относительную величину дополнительной подъемной силы или сопротивления. При меньших углах подъёмная сила обычно превышает сопротивление, в то время как при больших углах сопротивление значительно превышает подъёмную силу. Закрылки бывают разных типов, включая простые раздельные закрылки, в которых откидывающаяся часть нижней поверхности задней кромки крыла может быть удлинена; закрылки Фаулера, которые увеличивают площадь крыла, разворачиваясь на направляющих, создавая эффект щели; и закрылки Крюгера, которые представляют собой закрылки передней кромки, часто используемые в сочетании с закрылками Фаулера или другими закрылками задней кромки.
Различные современные запатентованные системы многощелевых закрылков используются в сочетании с предкрылками и закрылками, специально разработанными в соответствии с летными характеристиками конкретного самолета. Закрылки изменяют выпуклость крыла и обеспечивают дополнительную подъемную силу; планки передней кромки — это небольшие выпуклые аэродинамические поверхности, расположенные вблизи передней кромки крыла и образующие щель. Воздух проходит через щель и обтекает основное крыло, выравнивая воздушный поток над крылом и задерживая начало срыва. Щели в передней кромке, которые могут быть как фиксированными, так и развертываемыми, представляют собой пролетные отверстия, позволяющие воздуху проходить через точку за передней кромкой, и, как и планка, предназначены для сглаживания воздушного потока над крылом на больших углах атаки.
Развертывание этих устройств можно варьировать в зависимости от желаемого режима полета. На взлете и при заходе на посадку они обычно устанавливаются таким образом, чтобы обеспечить большую подъемную силу, чем сопротивление. В полете или после приземления, если требуется быстрое замедление, они могут быть развернуты таким образом, чтобы значительно увеличить сопротивление.