No Image

Механическая композиция

18 просмотров
04 декабря 2023

Движение частных издательств во многом способствовало повышению стандартов обычной торговой книги. Небольшие независимые издательства, которые стремились заявить о себе не только за счет отличия своих изданий, но и за счет своеобразия стиля своих домов, стали связующим звеном между роскошными библиофильскими изданиями и обычными книгами. Такие компании, как John Lane и Elkin Mathews, издававшие Оскара Уайльда и периодическое издание The Yellow Book; J.M. Дент, который заказал Обри Бердсли иллюстрации Мэлори и использовал вдохновленные Келмскоттом концевые обои для своей Everyman’s Library; Стоун и Кимбалл из Чикаго и Томас Мошер из Мэна, которые выпустили небольшие, читаемые издания авангардных писателей с переплетами в стиле модерн и украшенными титульными листами; Insel Verlag в Германии с миллионами недорогих, но хорошо отпечатанных и оформленных карманных книг — эти и их многочисленные коллеги сделали доступными для рядового покупателя книги массового производства, чей внешний вид, если не способ изготовления, был глубоко изменен и улучшен Движением искусств и ремесел.

В первые годы XX века все больше типографий устанавливали композиционные машины (см. раздел «Полиграфия: Современные технологии печати»). Ранние листы Linotype и Monotype, как и литейные листы, которым они подражали, были слабыми и некачественными. Первое значительное лицо, вырезанное специально для механической композиции, появилось в 1912 году, когда новое лицо, основанное на старых типах Caslon, было изготовлено для The Imprint, недолговечного периодического издания для полиграфической торговли, издаваемого Джерардом Мейнеллом из Westminster Press в Лондоне. Среди его авторов были Эдвард Джонстон, который не только писал для журнала, но и разработал его каллиграфическую мачту; и Стэнли Морисон, который начал свою карьеру историка печати и типографа в штате журнала. Среди других начертаний Monotype в это время были Plantin, основанный на типах великого антверпенского печатника Кристофа Плантена, и Caslon; последнее было сделано по инициативе издателей Джорджа Бернарда Шоу, поскольку Шоу, имевший твердые взгляды на типографику, не позволил бы использовать любое другое начертание для своих книг. Первая мировая война, однако, остановила дальнейшее развитие типов для пишущих машинок.

В Америке поколение дизайнеров, которые начинали как ученики Морриса, вскоре начали разрабатывать свои собственные стили. Среди наиболее значимых были Д. Б. Апдайк, Брюс Роджерс, Ф. В. Гуди и В. А. Дуиггинс.

Дэниел Беркли Апдайк открыл издательство Merrymount Press в Бостоне в 1893 году. Его книги, большинство из которых он создал сам, отличаются ясностью организации, легкостью чтения и великолепным исполнением, основанным на использовании нескольких тщательно отобранных шрифтов и безупречной печати. Апдайк использовал только те шрифты, которые отвечали двойным критериям: экономичность в использовании и красота дизайна. Его книги, будь то сложные фолианты, такие как «Книга общей молитвы» (1930), которую многие считают его шедевром, или небольшой и приятный «Полный рыболов» (1928), одновременно функциональны и радуют глаз.

Брюс Роджерс был типографом, получившим образование художника, и обладал способностью извлекать лучшее из типографий, с которыми он работал. Его величайшая книга, монументальная Оксфордская лекционная Библия 1935 года, является самым благородным изданием Библии, когда-либо выходившим на английском языке; его меньшие и менее амбициозные работы, часто украшенные типографским орнаментом, в котором он был мастером, обладают огромным остроумием и очарованием. Его единственный шрифт, «Кентавр», созданный по мотивам «Дженсона», относится к наиболее удачным современным адаптациям раннего романа, хотя он слишком элегантен для частого использования.

Фредерик Уильям Гоуди, самый плодовитый американский шрифтовик, создал более 100 шрифтов за свою долгую карьеру печатника, редактора и типографа. В 1908 году он начал долгое сотрудничество с Lanston Monotype Corporation, для которой он сделал большую часть своих лучших работ. Среди его типов были Forum и Trajan, которые были основаны на римских заглавных буквах, начертанных на колонне Траяна; Goudy Modern, его самый успешный текстовый шрифт; и ряд черных букв и дисплеев. Гуди редактировал два журнала, Typographica и Ars Typographica, в которых излагал свои теории дизайна; он также написал ряд книг, среди которых Elements of Lettering и The Alphabet.

Уильям Эддисон Дуиггинс, ученик Гуди, долгое время был связан с издательской фирмой Альфреда А. Кнопфа, стиль которой он помог создать. В сотнях томов торговых книг, дизайн которых он разработал, к типографике относились серьезно (каждая книга содержала краткий колофон с историей используемого шрифта); была сделана попытка использовать современные типографские украшения; а переплеты, в которых использовались повторяющиеся декоративные элементы, подобные ранним типографским флеронам, были чрезвычайно удачными. Дуиггинс разработал ряд шрифтов для Linotype, два из которых, Electra и Caledonia, широко использовались в американском книгоиздании. В США, в отличие от Англии и континента, печатники гораздо больше полагались на Linotype, чем на Monotype, при создании книг.

Английская типография, как и повсюду, пережила Первую мировую войну, но вскоре после нее добилась заметного прогресса. Новое поколение типографов, вдохновленное идеалами качества Морриса, но в то же время осознававшее необходимость адаптировать их к новым технологиям массового производства, начало заявлять о себе. В первую очередь это Стэнли Морисон, который после годичной стажировки в «Импринт» стал типографом в штате «Бернс и Оутс», где работал над самыми разными книгами, в том числе над литургическими текстами, на которых специализировалась фирма; здесь он начал развивать рационалистический подход к типографскому дизайну, характерный для английской школы. Морисон требовал, чтобы типографика была функциональной: задача дизайнера книги и газеты — четко передать авторский текст, а задача дизайнера рекламы и витрин — привлечь внимание. В 1922 году Морисон стал типографским советником корпорации Monotype и запустил программу по нарезке для композитной машины репертуара типов, отобранных из лучших лиц прошлого, к которым добавили несколько современных лиц, разработанных для современных нужд. Он подготовился к этой задаче, пройдя интенсивный курс самообразования в области палеографии и каллиграфии, чтобы понять письменность, которой подражали ранние шрифты, а также в области истории печатного дизайна как такового. В 1923 году он вместе с Оливером Саймоном начал издавать «Флерон», журнал по истории печати и дизайна в Ви

В 1925 году Морисон стал типографским консультантом издательства Кембриджского университета, типография которого, Уолтер Льюис, начала полную реформу своих типографских ресурсов. В Кембридже хранилось большинство типов, заказанных Морисоном для Monotype, и их разумное использование продемонстрировало, что механическая композиция может быть использована для создания книг, одновременно красивых и функциональных. Среди этих типов были Garamond, основанный на французском письме XVII века (см. выше); Bembo, созданный на основе альдинского романа; Centaur, адаптация литейного шрифта Роджерса; и Baskerville и Bell, основанные на английских моделях. Курсив включал Arrighi, версию буквы, которую использовал папский писчий мастер и печатник XVI века (см. выше). Среди современных шрифтов, разработкой которых руководил Морисон, были Sans Serif Эрика Гилла, получивший широкую популярность в рекламе и авангардной книжной типографике; Perpetua Гилла, основанный на его каменных буквах; и Times New Roman, разработанный самим Морисоном для газеты The Times (Лондон), в штат которой он вошел в 1930 году. Последний был назван самым успешным шрифтовым дизайном XX века, что стало результатом его экономичности и разборчивости при использовании на высокоскоростных печатных машинах.

Фрэнсис Мейнелл был еще одним, кто продемонстрировал, что механическая композиция и печать, если их правильно использовать, могут создавать эстетически привлекательные книги. Книги издательства Nonesuch Press Мейнелла, которые обычно представляли собой ограниченные издания классики, отражающие его собственный католический и превосходный литературный вкус, отличаются сдержанным дизайном, тонкой бумагой и тщательным прессованием. Более разнообразные и оригинальные, чем издания ранних частных издательств, они печатались не владельцем, а в крупных механизированных мастерских. Торговые книги Мейнелла, выпущенные под тем же названием, продемонстрировали, что хорошо оформленные и изготовленные книги не обязательно должны быть дорогими; однотомные издания английских классиков, выпущенные Nonesuch, были недорогими, красивыми и читабельными.

Однако самым влиятельным современным издателем английских недорогих книг стал Аллен Лейн, чье издательство Penguin, основанное в 1935 году и вдохновленное такими континентальными издательствами, как Insel Verlag и Albatross, доказало, что хорошо оформленная серия недорогих книг в мягкой обложке, как достойных переизданий, так и новых наименований, может иметь успех как в коммерческом, так и в интеллектуальном плане. Они во многом способствовали революции в мягкой обложке, которая охватила как континент, так и Соединенные Штаты в период после Второй мировой войны.

Немецкая типографика со времен Первой мировой войны и до прихода Адольфа Гитлера находилась под сильным влиянием Баухауза, который делал упор на графические искусства; его книги с большим количеством иллюстраций отказывались от традиционно симметричных макетов, в которых картинки вставлялись в жесткий каркас текста, и стремились к более свободной компоновке, обычно асимметричной, в которой шрифт поддерживал иллюстрации. Попытка заключалась в том, чтобы создать графические узоры на странице и усилить осознание иллюстраций читателем. Многие из преподавателей Баухауза были архитекторами и промышленными дизайнерами, чьи принципы требовали, чтобы используемые ими шрифты, как и спроектированные ими здания и машины, были четкими и неорнаментированными, символизирующими общество, в котором доминируют машины. Их любимыми шрифтами были шрифты без засечек, такие как Gill’s Sans Serif и Paul Renner’s Futura. Когда нацисты разогнали группу «Баухауз», ее стиль стал поистине интернациональным. С тех пор он утратил популярность среди дизайнеров книг, за исключением книг по искусству и архитектуре, отчасти потому, что шрифты без засечек и асимметричная верстка оказались менее разборчивыми, чем традиционные, а отчасти из-за жестких ограничений.

Другими межвоенными стилями, тесно связанными с литературными или художественными движениями, которые повлияли на дизайн книг, были дадаизм и сюрреализм. В памфлетах, плакатах и книгах дадаистов использовалась свободная, абстрактная верстка, большое смешение размеров и начертаний шрифтов, а также попытка создать настроение с помощью типографики. Писатели-сюрреалисты, такие как Гийом Аполлинер и Андре Бретон, часто сотрудничали в оформлении своих книг, пытаясь сделать так, чтобы типографика их произведений отражала их настроение.

Во Франции, особенно во Франции, в производстве книг, которые должны были стать самостоятельными произведениями искусства, доминировали художники и скульпторы. Такие издатели, как Амбруаз Воллар, поручали членам Парижской школы, среди которых были Брак, Матисс, Боннар и Пикассо, иллюстрировать книги, в которых иллюстратор работал в тесном сотрудничестве с высококвалифицированными мастерами, создавая красочные, оригинальные, ограниченные тиражи, которые, хотя иногда и могут быть неудачными как книги для чтения, достигают восхитительного успеха как визуальное украшение.

В XX веке стили в книжном дизайне, как и в любом другом искусстве, изобразительном или прикладном, становились все более интернациональными. Стили, рожденные в одной стране, распространяются по всему миру и умирают от переизбытка использования с головокружительной скоростью. Как следствие, становится все труднее выделить действительно индивидуальные или национальные стили — книги, журналы, одежда, живопись, музыка, независимо от страны происхождения, похожи друг на друга гораздо больше, чем отличаются. (См. также письмо.)

Комментировать
18 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Технологии
0 комментариев
No Image Технологии
0 комментариев
No Image Технологии
0 комментариев
No Image Технологии
0 комментариев