Динамометр — прибор для измерения механической силы, или мощности, передаваемой вращающимся валом. Поскольку мощность — это произведение крутящего момента (силы вращения) и угловой скорости, все динамометры, измеряющие мощность, по сути, являются приборами, измеряющими крутящий момент; скорость вращения вала измеряется отдельно.
К устройствам для измерения силы относятся гибкое металлическое кольцо, которое изгибается при приложении силы таким образом, что стремится разрушить его — величина изгиба является мерой приложенной силы, и гидравлический «датчик нагрузки», который измеряет сжимающие нагрузки в терминах давления жидкости.
Динамометры для измерения мощности могут быть динамометрами трансмиссии или абсорбционными динамометрами. В первых используются устройства, измеряющие крутящий момент по упругому кручению вала или по специальному торкметру, вставленному между секциями вала. Крутящий момент создается полезной нагрузкой, которую несет тягач, двигатель или машина.
С другой стороны, абсорбционные динамометры создают крутящий момент, который они измеряют, создавая постоянное ограничение вращения вала за счет механического трения, трения жидкости или электромагнитной индукции. Тормоз Прони (см. рисунок) развивает механическое трение на периферии вращающегося шкива с помощью тормозных колодок, которые прижимаются к колесу путем затягивания болтов до тех пор, пока момент трения FR не уравновесит момент WL. Водяной тормоз создает сопротивление за счет циркуляции воды между вращающейся крыльчаткой и неподвижной оболочкой, а электрический динамометр генерирует и поглощает электричество постоянного тока или вихревые токи. В каждом случае элемент, оказывающий сдерживающее воздействие, свободно удерживается, чтобы его тенденция к вращению вместе с вращающимся телом могла быть задержана, а удерживающая сила измерена на известном расстоянии от оси вращения. Крутящий момент равен произведению нагрузки пружины или веса и расстояния от оси вращения.