В Западной Европе металл появился примерно на 500 лет позже, чем на Ближнем Востоке. Переходя от камня к металлу, европейцы продолжили традицию рукояти с коленным валом. Другой тип металлического наконечника получил широкую прорезь, полученную путем ковки или литья, в которую вставлялся и закреплялся коленный вал. Это был палстав. Чтобы свести к минимуму раскалывание древка, в нижней части паза позднее отлили упор. Впоследствии в отливке появились одна или две проушины, или петли, для более прочной фиксации.
Головка с раструбом, возможно, заимствованная у наконечника копья, была улучшена, так как стержень коленного вала сидел в раструбе с большей надежностью, хотя все еще требовал фиксации. Как и его предшественники, этот инструмент был маленьким, почти игрушечным; режущие кромки около 3,8 см (1,5 дюйма) и короткие рукоятки предполагали работу одной рукой. Адзы, как и молотки, были аналогичного размера.
Европейские кузнецы бронзового века не спешили изобретать отверстие для вала, которое ближневосточные кузнецы разработали в более раннем тысячелетии. Традиция коленного вала с головкой в виде раструба появилась в железном веке еще до того, как в Европе появились инструменты с отверстием для вала. Выковать гнездо — достаточно сложная операция даже на современном оборудовании. А вот отверстие для вала сделать довольно просто, но такие инструменты появились в Северной Европе уже после начала железного века, возможно, после 500 года до нашей эры. К этому времени дорогостоящая бронза была вытеснена изобилующим железом, которое использовалось для изготовления инструментов.
Бронзовые орудия были относительно тонкими по конструкции; их железные преемники вскоре увеличились в размерах и развились в характере и эффективности до специализированных форм. Две из них особенно важны. Во-первых, это топор дровосека, лезвие которого было скошено с обеих сторон для симметрии и часто снабжено плоским концом, пригодным для забивания щепок.
клиньев. Существовало множество вариаций этой формы, по мере того как инструмент эволюционировал к своей тонко сбалансированной современной форме.
Железный топор имел мало преимуществ перед своими бронзовыми предшественниками, пока кузнецы не открыли науглероживание и не смогли получить закаленную сталь по режущей кромке. Должно быть, это произошло рано, так как при многократном нагреве кромки в процессе ковки из углей костра выделялось небольшое количество углерода. В ряде римских топоров, подвергнутых анализу, была обнаружена сталь.
Наплавка, или приваривание полос стали к железной головке, была изобретена в Средние века. Сначала головку ковали грубой ковкой, сгибая кусок плоского железа правильной формы вокруг железной ручки, чтобы сформировать ушко. Нанесение стали могло принимать одну из двух форм. В первом случае между наложенными друг на друга концами вставлялась полоска стали, и все это сваривалось в единое целое (вставная сталеварение). Во втором случае перекрывающиеся концы сваривались вместе и вытягивались в V-образную форму, поверх которой затем приваривался V-образный кусок стали (накладная, или накладная, сталелитейная обработка). Вставная сталелитейная обработка считалась более совершенной, поскольку при ней получалось в три раза больше стали, чтобы противостоять потере металла при многократной заточке и шлифовке. Производство топоров со стальными вставками, или топоров из двух частей, прекратилось в начале XX века. После этого головки стали изготавливать из цельного куска высокоуглеродистой стали, чья правильно закаленная кромка была подкреплена прочным корпусом.
Чтобы превратить срубленную древесину в брус, требовались специальные инструменты. Когда бревно лежало на земле или на низкой подпорке, вертикальные стороны получались с помощью бродакса, или бокового топора. Этот топор был несколько короче, чем валочный, и имел плоскую поверхность с единственным скосом на противоположной или правой стороне; он резал по диагонали вниз, когда плотник двигался назад по бревну. Головка была тяжелой, примерно в два раза тяжелее, чем у валочного топора, и, хотя это был двуручный инструмент, бродаксом никогда не размахивали, как валочным топором, а поднимали на уровень пояса и позволяли опускаться с минимальным усилием. Рукоятка была согнута или смещена вправо, чтобы обеспечить свободное пространство для пальцев при «конопачении по линии» на ошкуренном бревне. Топор для рубки использовался для нанесения линии, после чего бровар использовался для раскалывания древесины вдоль линии. На древесине, найденной в старых зданиях, часто видны слабые следы забивки.
Если древесина должна была быть представлена на обозрение, ее выравнивали с помощью адз, которые удаляли последние следы партитуры и оставляли вид рябой отделки. Для этого использовался адз с длинной ручкой, радиус плавного поворота которой приходился на плечо плотника. Лезвие было скошено с внутренней стороны и снимало материал так же, как и рубанок.