Индикатор воздушной скорости, прибор, измеряющий скорость самолета относительно окружающего воздуха, используя разность между давлением неподвижного воздуха (статическое давление) и давлением движущегося воздуха, сжатого при движении судна вперед (давление набегающего потока); с увеличением скорости увеличивается и разность между этими давлениями.
Давление измеряется с помощью трубки Пито — U-образного прибора с двумя отверстиями, одно из которых перпендикулярно потоку воздуха, проходящему мимо самолета, а другое направлено прямо в поток. Ртуть или аналогичная жидкость заполняет изгиб трубки, образуя параллельные столбы, уравновешенные давлением воздуха с каждой стороны. Когда статическое давление и давление набегающего потока равны, столбики имеют одинаковую высоту. При увеличении давления плунжера ртуть на этой стороне трубки выталкивается обратно, и столбики становятся несбалансированными. Разница между двумя столбиками может быть откалибрована для указания скорости; это значение, называемое указанной скоростью полета, может быть указано в узлах, милях в час или других единицах.
Поскольку индикатор воздушной скорости откалиброван при стандартной температуре и давлении, его показания будут неточными при других температурах и высотах. Указанная скорость (без коррекции) по-прежнему используется для оценки склонности самолета к сваливанию. Приборы, которые электронным способом корректируют высотные перепады и температуру, дают истинную воздушную скорость, которая используется для расчета положения самолета. На более скоростных самолетах используются индикаторы, измеряющие воздушную скорость относительно скорости звука, называемые манометрами.