Кривошип, в механике — рычаг, закрепленный под прямым углом к валу, с помощью которого он может вращаться или колебаться. Рядом с колесом кривошип является наиболее важным устройством, передающим движение, поскольку вместе с шатуном он обеспечивает преобразование линейного движения во вращательное, и наоборот.
Существует множество противоречивых утверждений о происхождении кривошипа, однако достоверно установлено, что первый узнаваемый кривошип появился в Китае в начале I века нашей эры. Первые кривошипы имели два изгиба под прямым углом и приводились в действие вручную. Столярная скоба, изобретенная фламандским плотником около 1400 года н. э., может считаться первым полноценным кривошипом, поскольку она имела четыре прямых угла, а рука и запястье оператора формировали шатун.
Считается, что первые механические шатуны были использованы в 1430 году н. э. в машине с беговым колесом. Примерно в это же время к вращающимся элементам были добавлены маховики, чтобы перевести их в «мертвое» положение, когда шатун и кривошип выстраиваются в одну линию (коллинеарно).