спасательная шлюпка — плавсредство, специально построенное для спасательных операций. Существует два типа: относительно простые версии, перевозимые на борту кораблей, и более крупные и сложные суда, базирующиеся на берегу. Современные береговые спасательные шлюпки обычно имеют длину 40-50 футов (12-15 метров) и предназначены для того, чтобы оставаться на плаву в тяжелых морских условиях. Основными характеристиками являются прочность конструкции, способность к самовыравниванию, запас плавучести и маневренность в прибое, особенно при изменении направления движения.
Уже в XVIII веке во Франции и Англии предпринимались попытки построить «непотопляемые» спасательные шлюпки. После трагического кораблекрушения в 1789 году в устье реки Тайн в Ньюкасле была спроектирована и построена спасательная шлюпка, которая сама выправлялась при опрокидывании и сохраняла плавучесть, когда была почти заполнена водой. Названная «Оригинал», эта двухвесельная десятивесельная шлюпка прослужила 40 лет и стала прототипом для других спасательных шлюпок. В 1807 году было изобретено первое практичное устройство для бросания линя. В 1890 году была спущена на воду первая сухопутная спасательная шлюпка с механическим приводом, оснащенная паровым двигателем; в 1904 году появился бензиновый двигатель, а несколькими годами позже — дизельный.
Типичная современная сухопутная спасательная шлюпка имеет стальной корпус или двойную обшивку из толстой древесины, работает на дизельном топливе и оснащена радио, радаром и другими электронными устройствами. Экипаж состоит примерно из семи человек, большинство из которых, как правило, добровольцы, которых можно быстро вызвать в случае чрезвычайной ситуации.