No Image

ордер

17 просмотров
04 декабря 2023

Ордер — один из нескольких стилей классической или неоклассической архитектуры, которые определяются конкретным типом колонны и антаблемента, используемых в качестве основной единицы. Колонна состоит из ствола, базы и капители. Колонна поддерживает часть антаблемента, который представляет собой верхнюю горизонтальную часть классического здания и сам состоит (снизу вверх) из архитрава, фриза и карниза. Форма заглавной буквы является наиболее характерной чертой того или иного ордера. Существует пять основных ордеров: Дорический, Ионический, Коринфский, Тосканский и Композитный.

В состав колонны и антаблемента входит множество отдельных элементов. В нижней части колонны находится стилобат; это непрерывное плоское покрытие, на котором держится ряд колонн. Из стилобата поднимается цоколь — квадратный или круглый блок, который является самой низкой частью базы. На вершине цоколя, образуя остальную часть основания, находится один или несколько круглых молдингов, имеющих различный профиль; это может быть тор (выпуклый молдинг, полукруглый в профиле), скотия (с вогнутым профилем), а также одна или несколько филенок, или узких полос.

Шток, опирающийся на основание, представляет собой длинный, узкий, вертикальный цилиндр, который в некоторых ордерах сочленяется с рифлением (вертикальными желобками). Шток также может слегка сужаться внутрь, так что в нижней части он шире, чем в верхней.

На вершине вала находится столица, которая служит для концентрации веса антаблемента на валу, а также выступает в качестве эстетического перехода между этими двумя элементами. В своей простейшей форме (дорической) капитель состоит (в порядке возрастания) из трех частей: шейки, которая является продолжением вала, но визуально отделена от него одним или несколькими узкими желобками; эхинуса — круглого блока, который в своей верхней части выступает наружу, чтобы лучше поддерживать абакус; и самого абакуса — квадратного блока, который непосредственно поддерживает антаблемент вверху и передает его вес на остальную часть колонны внизу.

Антаблемент состоит из трех горизонтальных секций, которые визуально отделены друг от друга молдингами и лентами. Три части антаблемента (в порядке возрастания) называются архитравом, фризом и карнизом.

При измерении колонн используется единица измерения — диаметр ствола у основания; таким образом, колонна может быть описана как имеющая восемь (нижних) диаметров в высоту.

В древнегреческой архитектуре были разработаны два различных ордера, дорический и ионический, а также третий (коринфский), которые с изменениями были приняты римлянами в I веке до н. э. и с тех пор используются в западной архитектуре.

Дорический ордер характеризуется слегка сужающейся колонной, которая является самой приземистой из всех ордеров, имея в высоту (включая капитель) всего от четырех до восьми нижних диаметров. Греческие формы дорического ордера не имеют отдельной базы, а опираются непосредственно на стилобат, хотя последующие формы дорического ордера часто получали обычную цокольную и торовую базу. Дорический вал имеет 20 неглубоких желобков. Капитал, как уже говорилось, состоит из простой шейки, раскидистого, выпуклого эхинуса и квадратного абакса. Фризовая часть дорического антаблемента отличается своеобразием. Он состоит из выступающих триглифов (блоков, состоящих из трех вертикальных полос, разделенных желобками), которые чередуются с отступающими квадратными панелями, называемыми метопами, которые могут быть как простыми, так и украшенными скульптурными рельефами. Римские формы дорического ордера имеют меньшие пропорции и выглядят более легкими и изящными, чем их греческие собратья.

Ионический ордер отличается от дорического большим количеством флейт на вале и завитками, или волютами, которые опускаются над передней и задней частями эхинуса в столице. Сам эхинус вырезан с узором в виде яиц и дротиков. Высота всего ионического ордера — колонны, базы, капители и антаблемента — составляет девять нижних диаметров. База колонны имеет два тори (выпуклых молдинга), разделенных скотией. Вал, высота которого составляет восемь нижних диаметров, имеет 24 флейты. На антаблементе архитрав обычно состоит из трех ступенчатых фасций (полос). На фризе отсутствуют дорический триглиф и метопа, поэтому здесь может располагаться сплошная полоса резного орнамента, например, фигурные группы.

Коринфский ордер — самый элегантный из пяти ордеров. Его отличительной чертой является поразительная столица, на которой вырезаны два ступенчатых ряда стилизованных листьев аканта и четыре завитка. Вал имеет 24 остроконечных флейты, а высота колонны составляет 10 диаметров.

Тосканский ордер — это римская адаптация дорического. Тосканский ордер имеет нерифленый вал и простую эхиноабакусовую колонну. По пропорциям и профилю он похож на римский дорический, но гораздо проще. Высота колонны составляет семь диаметров. Этот ордер является самым солидным по внешнему виду из всех ордеров.

Композитный ордер, который не выделялся в отдельный ордер до эпохи Возрождения, является позднеримским развитием коринфского. Композитным он называется потому, что его капитель состоит из ионических волют и коринфского декора из акантовых листьев. Высота колонны составляет 10 диаметров.

Дорический и ионический ордера возникли почти одновременно на противоположных берегах Эгейского моря: дорический — на греческом материке, а ионический — в греческих городах Малой Азии. (Волюты ионического ордера были заимствованы из финикийских и египетских ордеров). Дорический ордер можно считать более ранним из двух только в его развитой форме. Оба ордера возникли в храмах, построенных из дерева. Самым ранним хорошо сохранившимся примером дорической архитектуры является храм Геры в Олимпии, построенный вскоре после 600 года до н.э. От этих истоков эволюция каменной дорической колонны прослеживается в архитектурных остатках Греции, Сицилии и южной Италии, где дорический ордер оставался главным для монументальных зданий в течение следующих восьми веков.

Греки, как и римляне, рассматривали коринфскую колонну лишь как вариант капители, которую можно было заменить ионической. Первое известное использование коринфской капители на внешней стороне здания — это хорагический монумент Лисикрата (Афины, 335/334 гг. до н. э.). Коринфский ордер был возведен в ранг ордера римским писателем и архитектором I века до н. э. Витрувием.

Римляне переняли дорический, ионический и коринфский ордера и модифицировали их, создав тосканский ордер, который является упрощенной формой дорического, и композитный ордер, который представляет собой сочетание ионического и коринфского ордеров. Еще одним римским новшеством был накладной ордер; когда колонны украшали несколько последовательных этажей здания, они обычно были разных порядков, в восходящей последовательности от самых тяжелых до самых тонких. Так, колонны дорического ордера устанавливались на первом этаже здания, ионические — на среднем, а коринфские или композитные — на верхнем. Чтобы избежать сложностей с отдельными ордерами для каждого этажа, архитекторы эпохи Возрождения придумали колоссальный ордер, состоящий из колонн высотой в два и более этажей здания.

Витрувий был единственным древнегреческим или древнеримским писателем по архитектуре, чьи работы пережили Средневековье. Когда в начале XV века было заново открыто его руководство для римских архитекторов «De architectura», Витрувий сразу же был признан авторитетом в области классической архитектуры. Основываясь на его трудах, итальянские архитекторы эпохи Возрождения и барокко разработали эстетический канон, который устанавливал правила наложения классических ордеров. Архитекторы также установили правила пропорций ордеров и их частей вплоть до мельчайших деталей. Были указаны точные пропорциональные размеры каждого элемента ордера, чтобы, задав диаметр колонны или любой другой размер, можно было восстановить весь ордер и все его отдельные элементы путем обычных расчетов. Таким образом, правила были доведены до экстравагантных пределов, о которых не мечтали греки и редко соблюдали римляне.

Последующие художественные эпохи стали свидетелями возрождения археологически «правильного» использования ордеров, хотя многие архитекторы продолжали использовать различные ордера с максимальной свободой. В модернистской архитектуре XX века ордера вышли из употребления как излишнее украшение, их конструктивные функции взяли на себя колонны и опоры из стали или железобетона.

Комментировать
17 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Технологии
0 комментариев
No Image Технологии
0 комментариев
No Image Технологии
0 комментариев
No Image Технологии
0 комментариев