Электрическая инвалидная коляска — любая поверхность для сидения с прикрепленными к ней колесами, которая приводится в движение электрическим источником энергии, как правило, моторами и батареями. Первые инвалидные коляски с электродвигателем появились в начале 1900-х годов, однако спрос на них возник только после Второй мировой войны.
Первые коммерческие электрические инвалидные коляски были всего лишь тяжелыми ручными колясками со складной рамой, которые приводились в движение свинцово-кислотными батареями, моторами, приводными ремнями и шкивами. Эти системы, известные как обычные кресла-коляски, были очень простыми. Они требовали использования джойстика для управления движением инвалидного кресла, а возможности программирования отсутствовали. Система сидения обычно состояла из сиденья и спинки, что значительно ограничивало поддержку осанки человека.
Появление силовой базы, которая располагается под сиденьем и содержит двигатель и батареи, позволило значительно усовершенствовать механическую часть электрических кресел-колясок. Силовая база разделила электрическое кресло-коляску на два компонента: базу, обеспечивающую подвижность, и систему сидений, обеспечивающую поддержку осанки. Одновременно с переходом от обычных кресел-колясок с электроприводом к креслам-коляскам с силовой базой происходил значительный прогресс в электронных системах. Некоторые из этих механических и электрических усовершенствований включали в себя возможность добавления систем наклона и откидывания, а также программируемых параметров работы (например, скорость движения вперед, скорость поворота и ускорение). Джойстики, самые простые и распространенные устройства, используемые для управления электрическими креслами-колясками, стали напоминать те, что используются в компьютерных игровых приставках. Совершенствование систем управления позволило людям управлять инвалидным креслом с помощью любых волевых движений. Например, некоторые электрические кресла-коляски могут управляться с помощью движения головы, дыхания, языка или нижних конечностей.
В электроколясках используются два типа приводных механизмов: непрямой и прямой привод. Системы непрямого привода (шкивы и приводные ремни) используются в обычных электроколясках, а системы прямого привода (коробки передач) — в колясках с силовой базой. В подавляющем большинстве современных электроколясок используется силовая база с системой прямого привода. Как правило, для питания электрической инвалидной коляски требуются две последовательно соединенные 12-вольтовые батареи (всего 24 вольта). В электроколясках могут использоваться батареи с мокрыми элементами, гелевые батареи или батареи из абсорбирующего стекломата (AGM). Аккумуляторы для электроколясок обычно перезаряжаемые.
Электрические инвалидные коляски также можно классифицировать по расположению ведущих колес. Существует три типа электрических инвалидных колясок: с передним приводом, со средним или центральным приводом и с задним приводом. Традиционно предпочтение отдавалось заднеприводным электрическим креслам-коляскам из-за их сходства с ручными креслами-колясками по конструкции и маневренности. Однако кресла-коляски с центральным приводом завоевали популярность, поскольку они обеспечивают повышенную маневренность.
Кресла-коляски с силовым приводом (PAPAW), приводимые в действие ободом, сочетают в себе черты как ручных, так и электрических кресел-колясок. Обычно PAPAW состоит из ультралегкой ручной инвалидной коляски с внешним источником питания (батареи и мотор). Она дополняет, а не заменяет способность человека приводить инвалидное кресло в движение вручную. Толкающий обод содержит датчики, которые определяют направление и величину силы, приложенной к нему человеком. Затем активируются двигатели, которые помогают приводить инвалидное кресло в движение.