балдахин, в архитектуре — выступающий колпак или крышка, подвешенная над алтарем, статуей или нишей. Первоначально он символизировал божественное и царское присутствие и, вероятно, был заимствован из шатра космической аудиенции персидских царей Ахеменидов. В Средние века он стал символом божественного присутствия в церквях. В XIV и XV веках над гробницами, статуями и нишами появились богато украшенные каменные табернакли, которые нашли отражение в изящных спиральных деревянных навесах над купелями.
В эпоху Возрождения навес над алтарем превратился в балдахин (q.v.), неподвижную конструкцию, опирающуюся на столбы, которая достигла своей наиболее развитой формы в XVII веке благодаря большому барочному балдахину Джан Лоренцо Бернини над главным алтарем собора Святого Петра в Риме. В середине XVI-XVIII веков балдахины использовались для различных целей по всей Европе. Над кафедрами в протестантских странах Западной Европы устанавливали плоский деревянный навес, называемый декой, а над важными усыпальницами возводили большие навесы в классическом стиле. Традиционная еврейская свадебная церемония проходит под навесом, известным как ḥuppa.
В домашней архитектуре навесы над дверями и каминами использовались с древнейших времен.