лог — прибор для измерения скорости движения судна по воде. Первый практический журнал, разработанный около 1600 года, состоял из обломка бревна в форме пирога со свинцовым грузом на изогнутом краю, который заставлял его плавать вертикально и сопротивляться буксировке. Когда бревно выбрасывали за борт, оно оставалось более или менее неподвижным, пока привязанная к нему леска (с равномерно расположенными узлами) была отпущена за судном на определенный промежуток времени (измерялся песочными часами). Затем леска и бревно подтягивались к борту, а скорость судна определялась путем деления длины лески на интервал времени.
В XIX веке на смену бревну пришел буксируемый ротор или пропеллер, соединенный линией с автоматическим оборудованием для измерения скорости и расстояния. Сегодня используются два вида журналов: питометрический и электронный. В питометре используется трубка Пито (см. Анри Пито), проходящая через днище судна. Трубка имеет одно направленное вперед и два направленных вбок отверстия. Когда судно движется, давление в обращенной вперед трубке превышает давление в боковых трубках; эта разность передается на оборудование, которое преобразует ее в измерение скорости. В электронном журнале, который также выступает через днище корабля, ротор, приводимый в движение водой, вращает небольшой электрогенератор, ток от которого пропорционален скорости корабля. Этот ток аналогичным образом используется для измерения скорости.