Пикториализм — подход к фотографии, в котором акцент делается на красоте объекта, тональности и композиции, а не на документировании реальности.
Пикториализм зародился в конце 1860-х годов и продержался на протяжении первого десятилетия XX века. Он рассматривал камеру как инструмент, который, подобно кисти и резцу, может быть использован для художественного высказывания. Таким образом, фотографии могли иметь эстетическую ценность и быть связанными с миром художественного выражения.
Само название произошло от мысли Генри Пича Робинсона, британского автора книги «Живописный эффект в фотографии» (1869). Стремясь отделить фотографию как искусство от научных целей, для которых она применялась, Робинсон предложил подходящие сюжеты и композиционные приемы, включая соединение фрагментов разных фотографий для получения «составного» изображения. В 1880-х годах британский фотограф Питер Генри Эмерсон также искал пути к самовыражению личности в снимках, сделанных на камеру. Критикуя составные фотографии, Эмерсон и его последователи, ориентируясь на модели таких художников, как Дж. М. У. Тернер, художники барбизонской школы и импрессионисты, пытались воссоздать атмосферные эффекты в природе с помощью фокусировки и тональности.
Книга Эмерсона «Натуралистическая фотография» (1889) оказала огромное влияние в последние годы XIX века. Американские и европейские фотографы, следовавшие ее принципам, организовывали ассоциации и проводили выставки, призванные показать, что этот вид искусства способен создавать произведения большой красоты и выразительности. До 1900 года Linked Ring в Великобритании, Парижский фотоклуб, Kleeblatt в Германии и Австрии, а после начала века — Photo-Secession в США — все они пропагандировали фотографию как изобразительное искусство. Для этого некоторые фотографы допускали ручную работу с негативом и применяли специальные методы печати, используя, помимо прочих химических веществ, бихромат камеди и бромомасляную кислоту. Помимо этих процедур, которые гарантировали, что каждый отпечаток будет отличаться от других, сделанных с одного и того же негатива, фотографы-пикториалисты также выступали за включение монограмм и представление работ в изысканных рамах и паспарту. Фредерик Х. Эванс, Роберт Демаши и Генрих Кюн были одними из самых известных европейцев, участвовавших в этом движении.
В Соединенных Штатах к пикториалистам относились Элвин Лэнгдон Кобурн, Ф. Холланд Дэй, Гертруда Кезебьер, Эдвард Штайхен, Альфред Штиглиц и Кларенс Х. Уайт. В поздних работах Штиглица, а также Пола Стрэнда и Эдварда Уэстона американский пикториализм стал меньше увлекаться атмосферными эффектами и красивыми сюжетами, но в течение нескольких лет после Первой мировой войны старые идеалы живописной красоты сохранялись группой под названием Pictorial Photographers of America. К концу 1920-х годов, когда эстетика модернизма взяла верх, термин «пикториализм» стал обозначать устаревшую традицию.