No Image

Орнамент и изображения

СОДЕРЖАНИЕ
14 просмотров
04 декабря 2023

Отдельные мотивы

Используются три основных класса мотивов: геометрические, традиционные, или стилизованные, и иллюстративные, или натуралистические. Геометрический репертуар строится из вариаций и комбинаций меандров, многоугольников, крестов и звезд. Меандры, в основном для бордюров, варьируются от простых засечек, используемых с древнейших времен, до довольно сложных крючковатых форм, характерных для угловатой «бегущей волны», или «греческого ключа», который также очень древний. Маленькие трилистники (трехлопастные) используются для защитных полос на Кавказе, в центральном Иране и Индии. Из многоугольников используются ромб и восьмиугольник. Часто используется мальтийский крест, а также гамма-крест или свастика. Чисто геометрические звезды обычно основаны на кресте или восьмиугольнике. Многие из этих мотивов, рудиментарных и очень древних, возможно, возникли в плетении корзин и родственных им плетениях из тростника, поскольку они естественны для обеих техник; но в ковроткачестве они сохранились главным образом в работах Центральной Азии, Малой Азии и Кавказа, как в ворсовых, так и в плоских тканях.

Одним из основных стилизованных мотивов персидских ковров XVI и XVII веков является так называемый арабеск — неоднозначный термин, который обычно подразумевает сложную систему завитков-лоз. В распространенной персидской орнаментальной схеме два асимметричных элемента пересекаются под острым углом, образуя цветок, похожий на лилию, а затем описывают кривые в противоположных направлениях, легко продолжаясь в дальнейшие системы завитков. Эта весьма индивидуальная форма появилась в Китае в период позднего Чжоу (ок. 600 г. до н. э.), в частности, на нескольких бронзовых зеркалах, и была прекрасно развита во времена династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). В Персии она появилась в XII веке (на керамике и архитектурном лепном орнаменте), возможно, под влиянием китайской формы.

Непосредственно к Китаю относятся облачный узел и облачная лента, или тесьма, — оба они использовались как минимум в эпоху Хань и имели непрерывную историю впоследствии. Облачный узел, характерный для персидских придворных ковров времен Шаха Аббаса, сохранялся до конца XVIII века. Облачная полоса стала важной на коврах XVI века; она использовалась с особой элегантностью и мастерством персидскими дизайнерами и, возможно, наиболее красиво в турецких придворных коврах, которые во многом были обязаны персидскому вдохновению. Мотивы облачной полосы и узлов перешли из сирийского текстильного дизайна в Малую Азию с османским завоеванием в XV веке и стали типичными для одной группы турецких ковров XVI-XVII веков.

Пальметты, второй основной класс стилизованных мотивов, преобладающих в значительном количестве ковровых узоров от Малой Азии до Индии, возникли в ассирийском дизайне как стилизации пальмы, символа жизненной силы, который часто, если не всегда, ассоциировался с Луной. Многие из почти бесчисленных вариаций, развивавшихся на протяжении веков, продолжали напрямую ссылаться на пальму. Однако уже в I тысячелетии до н. э. в других случаях в качестве основы использовался цветок лотоса — дополнительный мотив, связанный в первую очередь с символикой плодородия, связанной с Солнцем. Другие использовали гранат, еще один символ плодородия, а еще одна группа представляла виталистическую эмблему виноградной лозы, причем этот последний дизайн был построен на основе одного листа. Формы этих четырех основных типов пальметт, встречающихся в узорах восточных ковров, напрямую восходят к стилям, существовавшим в текстильных узорах начиная с IV века, и часто модифицируются под влиянием китайской культуры. Узоры XVI и начала XVII веков были красиво и реалистично проработаны, а такие цветы, как китайский пион, иногда конкурируют с более стилизованным лотосом. Ланцетный лист, часто ассоциирующийся с пальметтой (особенно в восточно-персидских узорах), в целом стилизован. Чаша, веер и полупальметта, которые произошли от пальметты и использовались в восточных коврах, также использовались в европейских дизайнах XVII и XVIII веков.

Среди более натуралистичных растений выделяются кипарисы и цветущие фруктовые деревья, символизирующие вечную жизнь и воскрешение соответственно. Ивы и цветы жасмина выделяются на ковре-вазе Шаха ʿАббаса, а тюльпаны — на турецких придворных коврах. Многие мелкие лиственные и цветочные формы не имеют конкретной ботанической идентификации, хотя и создают реалистичный эффект. Натуралистичные красные или розовые розы получили широкое распространение в европейском дизайне к середине XVI века. Под европейским влиянием они появились в восточных орнаментах, особенно персидских, в конце XIX века.

Наиболее важными иллюстративными мотивами, помимо натуралистических растений, являются мотивы, связанные с садом и охотой: множество мелких певчих птиц (в Персии особенно соловей); фазан (фэн-хуан), завезенный из Китая и очень популярный в XVI веке; иногда павлин; львы и полуконвенциональная маска льва, иногда используемая в качестве центра пальметты; тигры; гепарды; медведи; лисы; олени многочисленных видов; козы, иногда живописно скачущие; дикий осел, быстро летящий за добычей; свирепо выглядящие китайские драконы и нежный ци-линь, фантастическая лошадь, также завезенная из Китая. Рыбы иногда плавают в бассейнах или ручьях или условно разбиты на пары, чтобы создать впечатление щита, или эскулапа, в границах ковра. Среди человеческих фигур чаще всего встречаются егеря, обычно конные, хотя изображаются и музыканты. Изредка встречаются ангелы.

В основе как стилизованных, так и натуралистических словарей почти всегда лежит тема плодородия или изобилия. Например, на великих персидских коврах из Ардабиля (1539-40 гг.) изображен огромный золотой медальон из стеллатов, развившийся из многоконечной розетки, которая с незапамятных времен символизировала Солнце. В его центре — четыре цветка лотоса, плавающие в маленьком серо-голубом бассейне, который представляет собой источник дождя на небесах. Таким образом, медальон символизирует два основных живительных элемента — солнце и воду. В доказательство его магической силы от него исходит сложная система усиков и цветков.

В восточном дизайне ковров всегда подчеркивается плоский рисунок поверхности, даже при обилии мелких деталей. Европейские дизайны, однако, больше тяготеют к иллюзионистическим эффектам живописи, часто используют штриховку и картинные композиции, включают архитектурные мотивы и даже портреты. Эта тенденция особенно заметна во французских коврах XVII и XVIII веков.

Комментировать
14 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Технологии
0 комментариев
No Image Технологии
0 комментариев
No Image Технологии
0 комментариев
No Image Технологии
0 комментариев