Колесница, открытое двух- или четырехколесное транспортное средство древности, которое, вероятно, сначала использовалось в царских похоронных процессиях, а затем применялось в военных действиях, гонках и охоте. Колесница, очевидно, появилась в Месопотамии около 3000 года до н. э.; памятники из Ура и Тутуба изображают боевые парады, в которых участвуют тяжелые машины с массивными колесами, их кузова были обшиты деревом и покрыты шкурами. На самых ранних колесницах колеса вращались на неподвижной оси, которая была соединена тягловой жердью с ярмом пары волов. К оси крепилась надстройка, состоящая из платформы, защищенной боковыми стеклами, и высокой приборной доски. На этих месопотамских колесницах ездили как копьеносцы, так и возницы, хотя сомнительно, что бой велся из самого транспортного средства.
Двухколесная версия вскоре доказала свое превосходство в бою благодаря более высокой маневренности. Большая скорость была достигнута за счет использования команд из двух или четырех наездников и эволюции легкого колеса со спицами. Появление лошади в качестве тяглового животного примерно в 2000 году до н. э. стало последним шагом в развитии колесницы в военное оружие, которое произвело революцию в военном деле древнего мира, обеспечив армиям беспрецедентную мобильность. Колесницы способствовали победам во II тысячелетии до н. э. гиксосов в Египте, хеттов в Анатолии, ариев в Северной Индии и микенцев в Греции. К 1435 году до н. э. египтяне начали изготавливать колесницы, а к концу века колесницы с четырехспицевыми колесами и легкой конструкцией использовались по всему Леванту и были завезены на минойский Крит и юг европейского материка.
Бронзовые бляшки колесниц и конские атрибуты из могил династии Шан (XVIII-XII вв. до н. э.) указывают на то, что колесницы появились в китайских степях к XIV в. до н. э., но реконструкция самых ранних типов невозможна. Колесницы ок. 300 г. до н. э., найденные в погребении в Лю-ли-хо, в муниципалитете Пекин, имеют колеса со шлицами, но в остальном похожи по конструкции на кельтские колесницы в Западной Европе.
В Европе колесница была передана, возможно, этрусками кельтам, которые использовали ее на Британских островах примерно в V веке до нашей эры. Кузов кельтских колесниц был несколько тяжелее, чем у греческих, а металл, иногда инкрустированный тонкой эмалью, широко использовался для осей и тяговых шестов, а иногда и для массивных колес. На окраинах кельтского мира, где колесница оставалась в употреблении до IV века нашей эры, для тяги использовались небольшие пони, запряженные по четыре в ряд.
Ко времени Александра Македонского боевые колесницы были вытеснены кавалерией, но гонки на колесницах стали популярны в Греции и были главной особенностью Олимпийских игр и Пифийских игр в Дельфах. В римских цирковых играх гонки на колесницах заняли первое место, а колесницы приобрели социальную значимость. Гоночные машины запрягались двумя, тремя или четырьмя лошадьми, хотя в зрелищных случаях запрягалось до 10 лошадей; упоминаются колесницы, запряженные собаками и даже страусами.
В Англии и Америке в XVIII и начале XIX века популярным четырехколесным транспортным средством была колесница. По сути, это была задняя половина кареты, обрезанная прямо перед дверью.