Иконостас — в восточно-христианских церквях византийской традиции сплошной экран из камня, дерева или металла, обычно отделяющий святилище от нефа. Изначально иконостас был чем-то вроде простой перегородки между алтарем и прихожанами; затем он превратился в ряд колонн, а промежутки между ними были заполнены иконами. В более поздних церквях он простирается по всей ширине святилища, хотя высота может варьироваться, и покрывается панельными иконами. Иконостас пронизан большой, или царской, дверью и занавесом в центре, перед алтарем, и двумя меньшими дверями по обе стороны. В нем всегда присутствует икона Воплощения (мать с младенцем) слева от царской двери и второго пришествия Христа Пантократора (Христос в величии) справа. Таинство Евхаристии, открывающееся через двери между двумя главными иконами, является, таким образом, проявлением Христа в церкви в период между двумя его пришествиями. Над царскими дверями установлены иконы четырех евангелистов, Благовещения и Тайной вечери. Изображения архангелов Гавриила и Михаила, 12 апостолов, церковных праздников и ветхозаветных пророков расположены на иконостасе в виде сложных узоров, причем все фигуры обращены к царским дверям.
Почитание икон подвергалось нападкам во время иконоборческих споров 725-843 годов, но Восточная церковь в конце концов признала иконы как основную форму представления божественного откровения и как живописную историю христианской тайны, которую верующие должны созерцать, находясь за экраном во время евхаристического таинства.