Предпочтительная внутренняя планировка сидячих вагонов во всем мире — открытый салон (или салонный вагон), в котором сиденья расположены в отсеках по обе стороны от центрального прохода. Такая компоновка обеспечивает максимальную пассажировместимость одного вагона. Плотность сидячих мест в вагонах междугородних поездов меньше, чем в вагонах пригородных поездов на короткие расстояния; в вагонах некоторых интенсивно используемых городских скоростных железных дорог, например, в японских городах и Гонконге, сидячие места минимальны, чтобы максимально увеличить пространство для стояния. Европейские вагоны с раздельными шести- или восьмиместными купе, обслуживаемыми коридором с одной стороны вагона, сохранились в значительном количестве. Забота маркетологов о приспособлении мест к потребностям конкретных групп пассажиров, таких как бизнесмены и семьи, привела к производству в Германии некоторых вагонов, совмещающих салон и купе, а во Франции — к полукупе, закрывающим сидячие места с одной стороны вагонов первого класса в составах TGV.
Подавляющее большинство вагонов для пригородных поездов на короткие расстояния по-прежнему одноэтажные, но для увеличения количества мест для сидения в Северной Америке, Европе и Австралии все чаще используются двухэтажные вагоны. Североамериканские операторы, как правило, предпочитают дизайн, который ограничивает верхний уровень галереей вдоль каждой боковой стены, но в большинстве двухэтажных вагонов верхний уровень полностью отделен от нижнего. Четырехвагонный двухэтажный электропоезд парижской пригородной сети во Франции имеет длину 98 метров (324 фута) и вмещает 534 пассажира.
Двухэтажные вагоны, оборудованные соответствующим образом, встречаются в дальних междугородних поездах компании Amtrak в США и в некоторых японских поездах Shinkansen. С 1996 года Национальные железные дороги Франции эксплуатируют поезда TGV «Duplex», в которых каждый вагон двухэтажный, за исключением локомотивов на каждом конце. Эти вагоны являются примером современной конструкции с уменьшенным весом. Национальные железные дороги Франции настаивают на ограничении статической нагрузки в 17 000 кг (37 000 фунтов) на любую ось транспортного средства, курсирующего по высокоскоростным линиям. Кроме того, французы предпочитают скреплять смежные немоторные вагоны своих поездов TGV одним двухосным грузовиком. Следовательно, каждый двухэтажный вагон, длиной около 20 метров (65 футов) и с 96 комфортабельными сиденьями, должен весить не более 34 000 кг (74 000 фунтов).
Из-за высоких эксплуатационных расходов, особенно на содержание персонала, после Второй мировой войны значительно сократилось обслуживание в вагонах-ресторанах, где основные блюда полностью готовятся на поездной кухне. Полноценное питание широко распространено в поездах междугороднего сообщения, но многие железные дороги перешли на авиационные методы полного или частичного приготовления блюд в депо на земле и доведения их до готовности в поездных камбузах или малогабаритных кухнях. Эти изменения иногда сопровождаются заменой обслуживания на местах вместо вагонов-ресторанов, которые утратили свою популярность, поскольку их места не приносят дохода от оплаты проезда. В то же время значительно увеличилось количество буфетов для подачи легких закусок и напитков, а также тележек для легких закусок в поездах. Большинство европейских железных дорог передают свои услуги по организации питания в поездах по франшизе специализированным компаниям.