Маховик — тяжелое колесо, прикрепленное к вращающемуся валу для плавной передачи энергии от двигателя к машине. Инерция маховика противостоит колебаниям оборотов двигателя и аккумулирует избыточную энергию для периодического использования. Чтобы эффективно противостоять колебаниям скорости, маховику придают большую инерцию вращения, т.е. большая часть его веса находится далеко от оси. Маховик с тяжелым ободом, соединенным с центральной ступицей спицами или полотном (колесо A на рисунке), обладает высокой инерцией вращения. Многие маховики, используемые в поршневых двигателях для сглаживания потока энергии, сделаны именно таким образом. Однако энергия, запасенная в маховике, зависит как от распределения веса, так и от скорости вращения; если скорость удвоить, то кинетическая энергия увеличится в четыре раза. Маховик ободного типа лопнет при гораздо меньшей скорости вращения, чем дисковый маховик того же веса и диаметра. Для обеспечения минимального веса и высокой энергоемкости маховик может быть изготовлен из высокопрочной стали и выполнен в виде конического диска, толстого в центре и тонкого у обода (см. рис. B).
В автомобильных двигателях маховик служит для сглаживания импульсов энергии, возникающих при сгорании топлива в цилиндрах, и обеспечивает энергию для такта сжатия поршней. Чем больше инерция вращения маховика, тем меньше изменения скорости, возникающие в результате прерывистой подачи и потребления энергии.
В силовых прессах фактическая штамповка, резка и формовка выполняются только в течение части рабочего цикла. В течение более длительного периода бездействия скорость маховика медленно увеличивается сравнительно маломощным двигателем. Когда пресс работает, большая часть необходимой энергии обеспечивается маховиком.