Как и в Англии, в американских колониях существовало множество законов о контроле за оружием, касающихся безопасности, преступности, охоты, общей обороны и даже рабов. Несмотря на это сходство, американские колонии отличались от английских законов о контроле за оружием в двух отношениях. Во-первых, за исключением ограничений, наложенных на рабов, американские колонии не ограничивали использование, владение и хранение оружия в зависимости от социально-экономического статуса. Во-вторых, американские колонии не предписывали отборное ополчение по сословному признаку. Вместо этого они предписывали всеобщий призыв, согласно которому мужчины всех сословий должны были содержать оружие и другие принадлежности для безопасности и обороны государства.
Вера во всеобщее ношение оружия в колониальной Америке возникла благодаря работам итальянского политического философа и теоретика Никколо Макиавелли, британского философа Джеймса Харрингтона, английского политика Алджернона Сидни и британского политического памфлетиста Джона Тренчарда, которые говорили о важности ношения оружия для обеспечения прав народа в республике. Эта философия вооруженного гражданства, в котором каждый гражданин является солдатом, а каждый солдат — гражданином, была впоследствии закреплена во Второй поправке к Конституции США, которая гласит: «Хорошо регулируемая милиция необходима для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться». Точное значение Второй поправки стало предметом ожесточенных споров, особенно в конце XX и начале XXI века. До начала XXI века Верховный суд США никогда всерьез не рассматривал вопрос о точном конституционном значении Второй поправки. В деле «Округ Колумбия против Хеллера» (2008) суд признал право личности на владение огнестрельным оружием независимо от службы в ополчении штата и на использование огнестрельного оружия для самообороны в домашних условиях. Последующее решение, Макдональд против города Чикаго (2010), постановило, что гарантия Второй поправки о праве личности на владение огнестрельным оружием распространяется на органы власти штатов и местного самоуправления, а также на федеральное правительство. Кроме того, правительства штатов ограничены в принятии законов о контроле над оружием.