Кариатида, в классической архитектуре задрапированная женская фигура, используемая вместо колонны в качестве опоры. В мраморной архитектуре они впервые появились парами в трех небольших зданиях (сокровищницах) в Дельфах (550-530 гг. до н. э.), и их происхождение можно проследить от зеркальных ручек обнаженных фигур, вырезанных из слоновой кости в Финикии, и драпированных фигур, отлитых из бронзы в архаичной Греции. Согласно истории, рассказанной римским архитектурным писателем I века до н. э. Витрувием, кариатиды представляли женщин Карии, которые были обречены на каторжные работы из-за того, что город перешел на сторону персов в 480 году до н. э. во время второго вторжения в Грецию.
Самый известный пример — портик Эрехтея с шестью фигурами кариатид (420-415 гг. до н. э.) на афинском Акрополе. Позднее они были прямо скопированы, чередуясь с колоннами, на вилле римского императора Адриана в Тиволи. Среди других примеров — фигура на вилле Альбани в Риме и две колоссальные фигуры в меньшем пропилоне в Элевсисе. Они также появились на верхних этажах Пантеона Марка Випсания Агриппы и в колоннаде, окружающей Форум Августа в Риме, а также в Инкантаде Салоник (Салоники, Греция).
Кариатиды иногда называются korai («девы»). Похожие фигуры с корзинами на головах называются канефорами (от kanēphoroi, «носители корзин»); они представляют дев, которые несли священные предметы, используемые на пирах богов. Мужские двойники кариатид называются атлантами (см. атлас).