No Image

Как играть в скраббл

СОДЕРЖАНИЕ
1 109 просмотров
16 декабря 2019

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Вадим Шефнер, "Слова"

Скрабл (Скраббл, Scrabble)– классическая игра, за которой коротало вечера не одно поколение семей. Она известна в 122 странах мира как отличное интеллектуальное развлечение.

Об игре «Скрабл»

«Скрабл» – настольная игра, придуманная 80 лет назад американским архитектором Альфредом Баттсом. После десяти лет неудачных попыток реализации и многочисленных доработок, она наконец «выстрелила» и объединила любителей кроссвордов и анаграмм.

Изначально игра называлась «Criss-Crosswords», но предприниматель, выкупивший ее у автора, переименовал ее в «Scrabble» – именно под этим названием она и вошла в историю. «Scrabble» (скрабл, скреббл, скрэббл, скрибл – все произносят по-разному) с английского переводится как ««лихорадочно искать что-либо», «рыться».

За свою долгую жизнь игра разошлась тиражом в сто миллионов экземпляров. Ее выпускают на 31 языке. В США и Европе проводят регулярные чемпионаты для «словоделов», готовых в «Скрабл» играть всегда и везде.

Конечно, наиболее популярна оригинальная версия для вдумчивой игры за столом. «Скрабл» дорожный отличается от нее строение поля – оно не гладкое, а с выемками под каждую фишку, чтобы тряска вагона поезда не разрушала сложенные слова. Размеры позволяют использовать сет и дома, и в путешествии.

Есть и детский набор. На его поле уже написаны слова – достаточно внимательно посмотреть на буквы, которые у вас на руках, и выложить их по образцу.

Насколько «Скрабл» известен в нашей стране

В РФ больше известна бюджетная копия под названием «Эрудит» (ранее «Крестословица» и «Словодел»), появившаяся еще в 60-х годах прошлого века. В некоторых случаях ее даже делают своими руками, расчерчивая поле и вырезая фишки из картона.

Оригинальная настольная игра «Скрабл» («Scrabble») на русском языке стала набирать популярность в постсоветский период. Сейчас существует даже общественная организация «Федерация Скрэббл России», объединяющая самых ярых любителей игры в слова и проводящая турниры по всей стране.

«Скрабл» можно найти дома, в гостях, в заведениях вроде тайм-кафе и тематических ресторанов. Это отличный помощник для улучшения словарного запаса и проведения времени с пользой для ума.

Хорош ли «Скрабл» в качестве семейной игры?

«Скрабл» («скрэббл») идеально подходит для тихих семейных вечеров и посиделок в компании друзей, предпочитающих интеллектуальные развлечения для проверки своих знаний.

Если вы играете на домашнем уровне, то строго следовать всем правилам необязательно. Например, можно будет разрешить участникам использовать все падежи и склонения, и слова либо единственного числа, либо множественного. А вот для серьезной игры расписаны четкие правила.

Что в комплекте «Скрабл»

В большой коробке вы найдете:

  • правила игры;
  • игровое поле 15 на 15 клеток;
  • 4 подставки для фишек;
  • мешочек со 104 квадратными костяшками с написанными на них буквами и их «ценой».

Кстати, как замечалось выше, называют игру кто во что горазд. Транскрипция слова «scrabble» звучит как «скрэббл», именно так правильно. Но чаще можно увидеть написание и услышать более привычное русскому уху «скрабл».

Подготовка к игре «Scrabble»

Прежде чем приступить к игре, приготовьте лист бумаги и ручку. Страницу нужно будет разделить на столько столбцов, сколько игроков, и подписать их. Здесь будут фиксироваться заработанные очки.

Все костяшки с буквами ссыпьте в мешочек и перемешайте. Каждый участник вытягивает вслепую по одной фишке – у кого окажется фишка с буквой, ближайшей к началу алфавита (имейте в виду, что «пустышка» идет раньше, чем «А»), тот ходит первым. Далее – по часовой стрелке.

Пригодится и специальный словарь «Эрудита» или «Скрабл», где перечислены допустимые слова. Подойдет и обычный орфографический словарь. Пользоваться им при составлении лексем нельзя – только при проверке в спорных случаях.

Участники кладут перед собой подставки для костяшек, по очереди не глядя берут из мешочка по 7 костяшек (вытянутую при жеребьевке убирают назад) и размещают их на подставке.

Цель игры

Цель игры – набрать как можно больше очков. Для этого нужно не просто составлять слова, но и с максимальной выгодой размещать их на поле, чтобы заработать больше. Каждый из игроков старается положить свои костяшки на бонусные клетки, а следующий игрок – воспользоваться промашками противниками или появившимися возможностями.

Взаимная помощь и игра «Скрабл» («Эрудит») не совместимы, если только это не обучающая партия. Игрок может видеть только свои фишки и только ими оперировать.

Время любительской игры не ограничено.

В итоге каждое слово на игровом поле должно хорошо читаться, не получаться абракадабра, иначе у вас будет не «Scrabble», а «scramble» (от английского «свалка»). По составленной из букв, выложенных игроками, сетке должно быть возможно составлять слова для кроссворда.

«Scrabble» – правила и стратегия игры

Классическая «Scrabble» – настольная игра с жесткими условиями. Правила «Скрэбл» подразумевают не только составление словечек из букв – делать это полагается строго определенным способом.

В Scrabble правила ограничивают выбор разрешенных слов. Используемая иностранная лексика должна быть зафиксирована в русском написании в словаре, а не опираться на произношение и транскрипцию. Так, можно составить «pen» или «cafe», если вы играете в «Скрабл» на английском, но если она у вас не «english», а «русская», то придется писать перевод – «ручка» и «кофе», а не «пэн» и «кафэ».

Базовая стратегия игры – составлять не только длинные, но наиболее ценные слова – из редких букв и попадающие на бонусные поля. И, по возможности, отсекать противнику доступ к выгодным ходам.

В дорожной версии «Скрабл тревел делюкс» («scrabble travel deluxe») правила совпадают с оригиналом полностью. Настольная игра от фирмы «Mattel» «Скрабл Джуниор» имеет одно принципиальное отличие, о котором сказано выше.

Что такое «bingo in scrabble»? Это развлечение, похожее на «Русское лото», только вместо чисел – слова, а вместо цифр из мешочка тянутся буквы.

Как играть в «Скрабл»

Участвуют от 2 до 4 человек. Они пишут фишками на доске взаимосвязанные слова по принципу кроссворда.

При выкладывании необходимо соблюдать важные условия:

  • Располагаться буквы должны строго по горизонтали или по вертикали, пересекаясь с уже выложенными;
  • Допускается наращивание одного слова так, чтобы получалось новое полноценное («лес» – «лесник»). Но нельзя прибавлять буквы к середине слова и иметь на выходе бессмыслицу («рука»+«лач»= не «калач», а «рукалач»);
  • Нельзя сдвигать уже лежащие фишки, чтобы, например, превратить «рука» в «ручка»;
  • Можно одним махом выкладывать два слова, если позволяет удачное соседство. Одно будет читаться сверху вниз, второе слева направо;
  • Разрешается делать «мостик» между параллельными рядами, достраивая нужное слово;
  • «Пустышка» заменяет любую букву и остается лежать на поле. Ее стоимость равна нулю.

Почти все эти правила не применимы к «Скрабл. Неожиданные повороты» («Scrabble Twists Turns»).

Партия заканчивается, когда израсходованы все фишки или участники больше не могут сделать ни одного хода.

Скрэббл

Игра Скрэббл
Игроков 2–4
Возраст 8+
Подготовка к игре 1 минута
Длительность партии 60 минут
Сложность правил простые
Уровень стратегии низкий
Влияние случайности среднее
Развивает навыки наблюдательность, знание языка
Медиафайлы на Викискладе

Скрэббл (англ. Scrabble — «рыться в поисках чего-либо») — настольная игра, в которой от двух до четырёх играющих соревнуются в образовании слов с использованием буквенных деревянных плиток на доске, разбитой на 225 квадратов. В русскоязычной среде известна также под названиями «Эрудит» или «Словодел». На русском языке игра впервые описана в журнале «Наука и жизнь» (1968, № 7) под названием «Крестословица».

Содержание

Правила [ править | править код ]

Игровое поле состоит из 15×15, то есть 225 квадратов, на которые участники игры выкладывают буквы, составляя тем самым слова. В начале игры каждый игрок получает 7 случайных букв (всего их в игре 104, в «Эрудите» — 131). Через центральную клетку игрового поля по горизонтали или вертикали выкладывается первое слово, затем следующий игрок может добавить слово «на пересечение» из своих букв. Слова выкладываются либо слева направо, либо сверху вниз. Каждый игрок стремится выиграть игру, создавая больше слов на основе имеющихся фишек с буквами. [1]

Словарь [ править | править код ]

  • Разрешается использовать все слова, приведённые в стандартном словаре языка, за исключением:
  • слов, пишущихся с заглавных букв;
  • сокращений;
  • слов, которые пишутся через апостроф;
  • слов, которые пишутся через дефис.
  • В варианте «Скрэббл» можно использовать все падежи, склонения и времена. В то же время в игре «Эрудит», согласно традициям русских лингвистических игр, разрешено использовать только литературные нарицательные имена существительные в именительном падеже единственного числа (либо множественного, при отсутствии у слова формы единственного числа).
  • Запрещается использовать словарь для поиска слов. Словарь разрешён только в случае проверки существования уже составленного слова.

Игра [ править | править код ]

  • В начале игры каждому даётся по 7 фишек. За один ход можно составить несколько слов. Каждое новое слово должно соприкасаться или иметь общую букву (или буквы) с ранее составленными словами. Слова должны читаться слева направо (по горизонтали) и сверху вниз (по вертикали).
  • Первое составленное слово должно проходить через центральную клетку.
  • Если игрок не хочет или не может составить ни одного слова, — он имеет право поменять любое количество своих букв, пропустив при этом ход. В соответствии с изменениями, внесёнными в правила в 1976 году, «любое количество» может означать и ноль, то есть игрок имеет право просто пасовать, не меняя ни одной фишки.
  • Любая последовательность букв по горизонтали и вертикали должна являться словом. То есть в игре не допускается появление на поле случайных буквосочетаний, не представляющих собою слов, соответствующих вышеприведённым критериям.
  • После каждого хода необходимо добрать новых букв до семи.
  • Если за ход игрок использовал все семь косточек, то ему начисляются дополнительные 50 очков (в «Эрудите» — 15 очков).
  • Игра заканчивается в следующих случаях:
  • когда у одного из игроков кончаются фишки на руках, и при этом нет больше фишек для добора (все они на руках или на поле);
  • когда все игроки последовательно пропустили ход два круга подряд.

Распределение фишек и стоимость букв [ править | править код ]

Буква Кол-во Цена Буква Кол-во Цена Буква Кол-во Цена
А 8 шт 1 очко К 4 шт 2 очка Х 1 шт 5 очков
Б 2 шт 3 очка Л 4 шт 2 очка Ц 1 шт 5 очков
В 4 шт 1 очко М 3 шт 2 очка Ч 1 шт 5 очков
Г 2 шт 3 очка Н 5 шт 1 очко Ш 1 шт 8 очков
Д 4 шт 2 очка О 10 шт 1 очко Щ 1 шт 10 очков
Е 8 шт 1 очко П 4 шт 2 очка Ъ 1 шт 10 очков
Ё 1 шт 3 очка Р 5 шт 1 очко Ы 2 шт 4 очка
Ж 1 шт 5 очков С 5 шт 1 очко Ь 2 шт 3 очка
З 2 шт 5 очков Т 5 шт 1 очко Э 1 шт 8 очков
И 5 шт 1 очко У 4 шт 2 очка Ю 1 шт 8 очков
Й 1 шт 4 очка Ф 1 шт 10 очков Я 2 шт 3 очка
Буква Кол-во Цена Буква Кол-во Цена Буква Кол-во Цена
А 10 шт 1 очко К 6 шт 2 очка Х 2 шт 5 очков
Б 3 шт 3 очка Л 4 шт 2 очка Ц 1 шт 10 очков
В 5 шт 2 очка М 5 шт 2 очка Ч 2 шт 5 очков
Г 3 шт 3 очка Н 8 шт 1 очко Ш 1 шт 10 очков
Д 5 шт 2 очка О 10 шт 1 очко Щ 1 шт 10 очков
Е 9 шт 1 очко П 6 шт 2 очка Ъ 1 шт 10 очков
Ё Р 6 шт 2 очка Ы 2 шт 5 очков
Ж 2 шт 5 очков С 6 шт 2 очка Ь 2 шт 5 очков
З 2 шт 5 очков Т 5 шт 2 очка Э 1 шт 10 очков
И 8 шт 1 очко У 3 шт 3 очка Ю 1 шт 10 очков
Й 4 шт 2 очка Ф 1 шт 10 очков Я 3 шт 3 очка

Подсчёт очков и бонусы [ править | править код ]

Каждой букве присвоено некоторое количество очков от 1 до 10. Некоторые квадраты на доске раскрашены в разные цвета. Количество очков, получаемых игроком за выложенное слово, подсчитывается следующим образом:

  • если квадрат под буквой зелёный, добавляется количество очков, написанное на букве
  • если квадрат голубой, количество очков буквы умножается на 2
  • если квадрат розовый, количество очков всего слова умножается на 2
  • если квадрат синий, количество очков буквы умножается на 3
  • если квадрат красный, количество очков всего слова умножается на 3
  • если квадрат под буквой бесцветен, добавляется количество очков, написанное на букве
  • если квадрат зелёный, количество очков буквы умножается на 2
  • если квадрат синий, количество очков всего слова умножается на 2
  • если квадрат жёлтый, количество очков буквы умножается на 3
  • если квадрат красный, количество очков всего слова умножается на 3

Если слово пересекает и красную (розовую), и голубую (синюю) клетки (в «Эрудите» — и красную (синюю), и зелёную (жёлтую) клетки), то в утроении (удвоении) очков слова учитывается утроение (удвоение) очков букв. Если слово пересекает две умножающих очки всего слова клетки, то учитываются обе операции. Например, если слово прошло через две красные клетки, то общий счёт очков слова умножается на 9.

Пустышка («джокер», «звёздочка») [ править | править код ]

Также в наборе косточек присутствует несколько пустых фишек (в версии «Эрудит» — звёздочек, в версии «Словодел» — джокеров). Такая фишка может быть использована как любая буква на выбор игрока. Например, игрок может составить слово ТЕ*ЕФОН , где роль буквы «Л» будет играть пустышка (звёздочка, джокер).

Правила подсчёта очков и использования пустышек (звёздочек, джокеров) могут отличаться и игрокам следует заранее договориться о нюансах. Ниже приведены возможные варианты правил.

Подсчёт очков за пустышку (звёздочку, джокер):

  • Пустышка всегда имеет 0 очков (классические правила Scrabble).
  • Пустышка (звёздочка, джокер) приносит столько очков, сколько бы принесла буква, роль которой она играет.

Повторное использование пустышек (звёздочек, джокеров):

  • После выкладывания на поле пустышка считается сыгранной и так и остаётся на этом месте до конца партии (классические правила Scrabble).
  • Если один игрок составил слово ТЕ*ЕФОН , то затем любой игрок, имея у себя букву «Л», может заменить её на пустышку (звёздочку, джокер) и забрать её себе. Как правило, действует дополнительное правило, обязывающее в таком случае использовать (выложить) забранную с поля пустышку (звёздочку, джокер) этим же ходом, то есть когда нельзя брать её себе «про запас».

История [ править | править код ]

Игра была изобретена в 1938 году архитектором Альфредом Баттсом. В США и многих странах Европы проводятся регулярные чемпионаты по Скрэбблу.

Различия между играми «Эрудит» и «Скрэббл» [ править | править код ]

Параметр «Скрэббл» «Эрудит»
«универсальная» фишка пустышка звёздочка
цвета бонус-клеток голубой, синий, розовый, красный зелёный, синий, жёлтый, красный
цвет центральной клетки розовый (очки за слово удваиваются) белый (очки считаются по номиналу)
различная стоимость букв см. табл. выше см. табл. выше
количество фишек 104 (102 буквы + 2 пустышки) 131 (128 букв + 3 звёздочки)

Модификации игры [ править | править код ]

  • «Найди слово» — модификация игры с немного измененным полем (прямоугольным 12×16).
  • Математический скрэббл

Отражение в литературе [ править | править код ]

Флавита [ править | править код ]

Флавита — это игра, описанная Владимиром Набоковым в романе «Ада». Аналог игры «Скрэббл» [4] . Название происходит от анаграммы слова «алфавит» [5] .

Суть игры [ править | править код ]

«Флавита» построена на принципе тасовки и перетасовки букв. Требует 125-ти фишек с буквами. Цель игры состоит в том, чтобы построить ряды и шеренги слов на 225-клеточной доске. Из этих клеток 24 являются коричневыми, 12 чёрными, 16 оранжевыми, 8 красными, а остальные — золотисто-желтыми. Каждой букве русского алфавита отвечает некоторое количество очков. Так, редкий «Ъ» даёт целых десять, а часто встречающаяся «А» — всего одно. Коричневый цвет клетки поля удваивает вес буквы, чёрный утраивает. Оранжевый удваивает, а красный утраивает сумму очков, набираемых словом. В набор входит две фишки «J», которыми можно заменить любую букву алфавита.

Ход игры [ править | править код ]

Приступая к игре, её участники берут по семь фишек из ящичка, в котором те лежали лицом вниз, и затем по очереди выставляют на доске свои слова. Игроку, делавшему первый ход, надлежало всего лишь разместить на пустой доске любые две или все семь букв так, чтобы закрыть помеченную сверкающим семиугольником центральную клетку. В дальнейшем одна из уже стоявших на доске букв использовалась в качестве зародыша для образования нового слова, вертикального или горизонтального. Побеждал игрок, набравший, буква за буквой или слово за словом, больше всего очков.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 29 человек(а).

Количество источников, использованных в этой статье: 24. Вы найдете их список внизу страницы.

Скрабл (или в оригинале Scrabble) – это классическая и увлекательная игра в слова. Цель игры заключается в том, чтобы набрать больше всего очков за составленные на игровом поле слова, которые так или иначе привязаны к словам других игроков. Для игры в Скрабл вам потребуется, по крайней мере, один напарник. Так же вам будет необходимо официальное игровое поле и полный набор косточек с буквами. В ходе игры вам придется придумывать слова, подсчитывать очки и оспаривать неверные слова ваших соперников, а при необходимости менять имеющиеся на руках косточки, если они вас совсем не устраивают. При этом один игрок будет ответственен за ведение записи очков, набранных всеми игроками, чтобы в конце игры можно было выявить победителя. Если вам полюбится эта игра, можно будет начать чаще встречаться с друзьями за игровым полем или подумать о вступлении в клуб любителей Скрабла и даже записаться на участие в соответствующих соревнованиях.

Комментировать
1 109 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев