C-47 — американский военно-транспортный самолет, который служил на всех театрах во время Второй мировой войны и продолжал служить долгое время после нее. Он использовался для перевозки грузов, войск, десантирования, буксировки планеров и в качестве санитарного самолета.
C-47 был военной адаптацией Douglas DC-3, двухмоторного низкоплана с убирающимся шасси, который с момента своего первого появления в 1935 году быстро занял лидирующие позиции в начинающей индустрии коммерческих авиалиний. Когда над Европой сгустились тучи войны, армейские ВВС заказали военные версии DC-3 в 1939 году, а первый из них, C-53 Skytrooper, поступил в производство в октябре 1941 года; было выпущено около 250 машин. Окончательной военной версией стал C-47 с усиленным фюзеляжем, более прочным полом кабины для перевозки тяжелых грузов, большими дверями в задней части фюзеляжа для погрузки грузов и сброса десантников, а также более мощными двигателями. C-47 поступил в производство в январе 1942 года, и до прекращения производства летом 1945 года было выпущено более 10 000 самолетов. C-47 оснащался двумя радиальными двигателями Pratt & Whitney мощностью 1200 л.с., имел размах крыльев 95 футов (29 м), длину 64 фута 5 дюймов (19,6 м) и экипаж из трех человек (пилот, второй пилот и грузчик или штурман). Его крейсерская скорость составляла 155 миль (250 км) в час, а дальность полета — 1600 миль (2600 км). C-47, получивший обозначение R4D в ВМС США и Dakota в Королевских ВВС Великобритании и других англоязычных странах, выпускался во многих модификациях. Некоторые из них были VIP-перевозками, а некоторые имели спальные места, но подавляющее большинство было оснащено металлическими сиденьями для 28 полностью вооруженных военнослужащих. Обычная грузоподъемность составляла 5 000 фунтов (2 300 кг), но C-47 мог перевозить до 6 000 фунтов (2 700 кг) или
C-47 сбрасывали американских и британских десантников в Северной Африке, на Сицилии, во время вторжения в Нормандию, Арнемской операции и при переправе через Рейн. Из всех этих операций самая зрелищная и значительная произошла накануне дня «Д» (6 июня 1944 года), когда более 1000 самолетов C-47 участвовали в высадке американских и британских десантников и буксировке штурмовых планеров в районы, расположенные за плацдармами. C-47 также использовались для переброски британских и американских войск за японские линии в Бирме (Мьянме) на планере, а также для сброса десантов в Тихом океане, в частности, на остров Коррегидор на Филиппинах. Более обыденным, но, вероятно, более важным было использование самолетов C-47 для перевозки срочно необходимых людей и грузов, включая топливо и боеприпасы, на всех театрах военных действий, что обеспечило командирам союзных войск такую гибкость в логистике, с которой не могли сравниться их противники из стран Оси. В своих мемуарах генерал Дуайт Эйзенхауэр назвал C-47 одним из важнейших инструментов победы над нацистской Германией. До появления четырехмоторного Douglas C-54, который поступил на вооружение только в 1944 году, C-47 был самым мощным транспортным самолетом Второй мировой войны. Вне всякого сомнения, он был самым универсальным в оперативном отношении и самым важным в стратегическом. По иронии судьбы, самым способным транспортным самолетом стран Оси во время войны был L2D3 японского флота, военная версия DC-3, которая производилась по лицензии в Японии на основе данных, приобретенных у Douglas Aircraft в 1938 году. C-47 был
C-47 в больших количествах поставлялся союзникам США по ленд-лизу. Он был построен по лицензии в Советском Союзе, где получил обозначение Ли-2 и оставался основой внутренних воздушных перевозок вплоть до 1960-х годов. C-47 был основой американских военных воздушных перевозок на ранних этапах холодной войны, принимая активное участие в Берлинском воздушном перелете 1948 года и в Корейской войне (1950-53 гг.). Во время войны во Вьетнаме C-47 использовались в качестве самолетов для сбора данных радиоэлектронной борьбы, а также в качестве боевых самолетов AC-47. Многие сотни самолетов остаются на гражданской службе и сегодня.