Times New Roman | |
---|---|
![]() | |
Стиль | Переходная антиква |
Классификация | PANOSE |
Дата создания | 1931 |
Дизайнер | Стэнли Морисон Виктор Лэрдент |
Использование | Monotype Imaging |
Лицензия | проприетарная лицензия [d] [1] |
Основан на | Plantin [d] , Perpetua [d] и Baskerville [d] |
Медиафайлы на Викискладе |
Таймс (Та́ймс Нью Ро́ман, англ. Times New Roman ) — гарнитура на основе засечкового шрифта, созданная типографом Стэнли Морисоном и художником Виктором Лэрдентом в 1932 году.
Содержание
История [ править | править код ]
В 1931 году Морисон написал статью, в которой обвинил газету The Times в некачественной печати. Он обратился к Виктору Лэрденту, художнику из рекламного отдела Times, с просьбой помочь ему создать новый образец шрифта. В качестве образца Морисон использовал шрифт Plantin. Было решено изменить шрифт так, чтобы повысить удобочитаемость и сэкономить больше пространства. Короткие выносные элементы уменьшают интерлиньяж, а сильный контраст штрихов улучшает читаемость на дешёвой бумаге. Полученный шрифт получил название Times New Roman. Впервые был использован газетой Times 3 октября 1932 года, и уже через год стал использоваться для коммерческих продаж.
Использование [ править | править код ]
Microsoft стал использовать Times New Roman в качестве основного шрифта с засечками, начиная с Microsoft Windows 3.1. Times New Roman использовался в качестве шрифта по умолчанию в Microsoft Office вплоть до Microsoft Office 2007, где его заменил шрифт Calibri.
Шрифт также стал популярным и в Apple Macintosh, который установил его по умолчанию в качестве основного шрифта во многих приложениях, в том числе веб-браузерах.
В 2004 году Государственный департамент США объявил, что с 1 февраля 2004 года все дипломатические документы в США будут печататься шрифтом Times New Roman размера 14 pitch (именно pitch, а не point: первое означает 14 знаков на дюйм, что приблизительно соответствует 12 пт) вместо шрифта Courier New 10 pitch (12-й кегль), мотивируя это стремлением к более современному и разборчивому шрифту.
Шрифт Times New Roman в Вооружённых силах Российской Федерации является основным шрифтом, допущенным для составления служебных документов на стандартных листах бумаги формата А4 (210х297мм). Размер шрифта в текстовом редакторе Word предписывается 14—16, а межстрочный интервал 1—2 [2] .
Правообладателем шрифта является расположенная в США компания Monotype Imaging Inc. Чтобы включить шрифт в какую-либо операционную систему, необходимо заключение лицензионного договора с Monotype Imaging. За каждый вариант шрифта предусмотрено денежное отчисление компании [3] . В 2016 году корпорация Monotype Imaging, являющаяся правообладателем шрифтов Times New Roman, Arial, Verdana, Tahoma, отказалась продать лицензию на их использование разработчику российской операционной системы Astra Linux — НПО «РусБИТех». Отказ объяснили санкциями, введёнными в отношении России [4] . Отказ от лицензирования повлёк ограничения для применения в госучреждениях [5] .
Свободные аналоги [ править | править код ]
Times Roman и Times New Roman несвободные шрифты. Есть некоторые свободные метрически совместимые шрифты как альтернативы Times Roman и Times New Roman или используемые для замены шрифтов:
- URW++ выпустила версию Times New Roman под названием Nimbus Roman в 1982 году. Nimbus Roman №9 L, URW PostScript вариант, был выпущен под GNU General Public License в 1996 году [6][7] и доступен в бесплатных и операционных системах с открытым кодом. Был позже адаптирован как FreeSerif[8][9] . Как и для Times New Roman, существует множество дополнительных стилей Nimbus Roman, которые продаются только в коммерческих целях, включая конденсированные и сверх-широкие стили. URW также разработан Nimbus Roman № 4, который метрически совместим с несколько другим CG Times.
- Liberation Serif метрически эквивалентен Times New Roman. Он был разработан Ascender Corp. и издан Red Hat в 2007 году по лицензии GPL с некоторыми исключениями. Используется в некоторых дистрибутивах GNU/Linux в качестве замены шрифта по умолчанию для Times New Roman [10] .
- Шрифт Tinos от компании Google в пакете шрифтов Croscore произошёл от расширения Liberation Serif, также разработан Стивом Маттесоном.
- Bitstream Cyberbit — шрифт, выпущенный компанией Bitstream для некоммерческого использования, для европейских алфавитов и основан на Times New Roman [11][12] . Он имеет расширенный диапазон символов, предназначенных для того, чтобы покрыть большую часть Unicode для научного использования. Bitstream уже не распространяет шрифт, но он может быть получен от Университета Франкфурта[13] .
- В сентябре 2016 года компаниями АО «НПО РусБИТех» (разработчик операционных систем «Astra Linux» ) и ООО НПП «ПараТайп» (разработчик общенациональных шрифтов ) были представлены общедоступные шрифты: PT Astra Sans и PT Astra Serif, метрически совместимые (аналоги) с Times New Roman.
This typeface is the property of Monotype Typography and its use by you is covered under the terms of a license agreement. You have obtained this typeface software either directly from Monotype or together with software distributed by one of Monotype’s licensees.
This software is a valuable asset of Monotype. Unless you have entered into a specific license agreement granting you additional rights, your use of this software is limited to your workstation for your own publishing use. You may not copy or distribute this software.
If you have any question concerning your rights you should review the license agreement you received with the software or contact Monotype for a copy of the license agreement.
Times New Roman (Таймс Нью Роман)
Times New Roman — один из немногих текстовых шрифтов, который не несет в себе никаких исторических ассоциаций, а всецело принадлежит современности. Это связано с тем, что история его популярности, начавшаяся еще в 30-х годах прошлого столетия, по-настоящему никогда не прерывалась.
Несмотря на то, что появление Таймс — дело относительно недавнего времени, история разработки шрифта довольно запутана. Обычно о его создании шрифта сообщается следующее. В 1929 году английский типограф и историк шрифта Стенли Морисон был приглашен в старейшую лондонскую газету «Таймс» (The Times) как консультант по типографике. Одной из его рекомендаций по редизайну газеты было — заменить шрифт основного набора. Руководство газеты, согласившись с доводами Морисона, предложило ему возглавить проект в сотрудничестве со штатным художником газеты Виктором Лардентом.
Была разработана новая гарнитура, предположительно на основе шрифта Monotype Plantin (серия 110). Лардент нарисовал шрифт-прототип, впоследствии сильно переработанный под руководством Морисона. В начале апреля 1931 года фирма Monotype начала работу над оснасткой комплекта знаков нового шрифта для основного текста в 9 кегле, а в конце этого же месяца в работу поступили два других кегля (7 и 5 пунктов).
В июне 1931 года рисунки и отливки прямого начертания были переданы в фирму Linotype, которая должна была изготовить матрицы для набора текста на линотипе. Таким образом Linotype получил права на новый шрифт параллельно с Monotype. Первый номер газеты, набранный новым шрифтом, был напечатан 3 октября 1932 года.
В результате получился текстовый шрифт, достаточно близкий по рисунку и ёмкости к шрифту Plantin, но рост его строчных был увеличен, засечки стали гораздо острее, а контраст между основными и соединительными штрихами в буквах сильнее. Новый рисунок оправдал ожидания Морисона, который хотел создать привлекательный текстовой шрифт с высокой удобочитаемостью и одновременно повышенной ёмкостью для печати на хорошей бумаге. Именно такой респектабельный шрифт мог и удовлетворить требования руководства газеты «Таймс», и соответствовать условиям производства газеты, а также представлениям ее читателей. Гарнитура была названа Times New Roman (серия 327), что означает «Таймс Новый Прямой» — новый по отношению к прежнему шрифту газеты «Таймс».
Однако в 1994 году на конференции Международной типографической ассоциации (ATypI) в Сан-Франциско американский исследователь Майк Паркер сделал сенсационное сообщение, что рисунок шрифта Times New Roman принадлежит вовсе не Морисону. Паркер обнаружил, что прямое светлое начертание гарнитуры Times New Roman поразительно похоже на найденный в архивах американской фирмы Lanston Monotype комплект шрифтовых шаблонов серии 54, изготовленный, по всей вероятности, не позднее 1916 года. Их рисунок приписывается Старлингу Берджесу, американскому строителю гоночных яхт, авиа- и автоконструктору. Из архивных источников известно, что этот шрифт прямого, курсивного и жирного начертаний Старлинг Берджес заказал для своего проектного бюро W.Starling Burgess & Co., проданного в 1916 году. Этот заказ был аннулирован в конце 1918 года и шрифт не был завершен.
Сейчас американское происхождение рисунка Times New Roman признали и другие исследователи, например, Уолтер Трэйси и Роберт Брингхерст.
Тем не менее, неправильно было бы пытаться умалить роль Стенли Морисона и Виктора Лардента в создании шрифта Times New Roman. В том виде, каком мы его знаем сейчас, Times New Roman создали именно они (и неизвестные нам по именам штатные дизайнеры фирмы Monotype). Но возможно, что предыстория этого шрифта известна не полностью.
В целом Times по пропорциям, контрасту и наклону осей овалов можно классифицировать как переходную антикву, хотя сверхострые засечки и суженные строчные явно напоминают некоторые шрифты конца XIX — начала ХХ века. В сущности, Times своей эклектичной формой очень близок к некоторым шрифтам второй великой эпохи шрифтотворчества, эпохи модерна, так называемым шрифтам типа Эльзевир или French Old Style, напоминающим нашу гарнитуру Литературную, бывшую Латинскую.
Визуальный характер прямого (Roman) светлого начертания (серия 327) определяется значительным контрастом, очень крупным очком строчных знаков, короткими выносными элементами, острыми засечками, скругленными в местах присоединения к основным штрихам, и наклонными осями овалов. Строчные буквы заметно светлее прописных и выглядят более узкими.
Жирное (Bold) начертание (серия 334) в гарнитуре практически соответствует по ширинам прямому светлому, характеризуется повышенной насыщенностью и контрастностью, что, очевидно, связано с его первоначальным применением в газете в качестве заголовочного. Поскольку пропорции прописных ближе к пропорциям прописных основного начертания, от жирного начертания возникает ощущение узких строчных при нормальных прописных.
Первоначально в гарнитуре был разработан только один светлый курсив (Italic). Его прописные буквы более узкие, по сравнению с прямым начертанием, но по рисунку они похожи. Жирный курсив (Bold Italic) был выпущен только в 1956 году. По форме он напоминает светлый курсив и не совсем соответствует в деталях рисунка прямому жирному начертанию.
В 1936 году было разработано полужирное (Semi-Bold) начертание (серия 421) специально для набора Библии в издательстве Кембриджского университета. Monotype выпустил шрифт серии 727 с облегченными прописными, чтобы они более соответствовали по цвету стандартным строчным. Был разработан также расширенный вариант основного начертания, так называемый Times Roman Wide (серия 427), вариант с удлиненными выносными элементами для книжного набора (серия 627) и несколько жирных и полужирных версий, сверхжирное (серия 834) и узкие начертания (серии 724/725), а также два специальных начертания для набора объявлений мелким кеглем (Times New Roman Small Ads 927).
Через год после того, как гарнитура была разработана, Monotype выпустил ее в широкую продажу. Версии, распространяемые фирмой Linotype, стали называться Times Roman. Этот шрифт применяется во всех областях печатной коммуникации, от книг и журналов до рекламы. Times Roman стал еще популярнее, когда появились компьютерные настольно-издательские системы, в которые он встраивается. В связи с тем, что для него еще в период металлического набора было разработано множество дополнительных математических, фонетических, лингвистических и других специальных знаков, Times стал стандартным шрифтом для набора технической и научной литературы. В частности, этой гарнитурой набиралась всемирно известная Британская Энциклопедия (Encyclopaedia Britannica). Широкое применение Times связано еще и с тем, что гарнитура сделалась настолько привычной, и ее рисунок стал восприниматься как нейтральный.
Обе фирмы, владеющие правами на рисунок шрифта Times, независимо друг от друга принялись развивать гарнитуру по начертаниям и дополнять ее новыми специализированными версиями. Встроенная цифровая версия шрифта Times фирмы Linotype стала стандартной для постскриптовских выводных устройств благодаря сотрудничеству с фирмой Adobe, создателем языка PostScript. Затем Linotype разработал 4 начертания Times специально для цифрового набора текста с экспертными наборами знаков, включая прямую светлую капитель и минускульные цифры. Шрифт был назван Times Ten, поскольку он оптимизирован для применения в базовом кегле 10 пунктов. Кроме того, были разработаны 3 прямых заголовочных начертания (Times Eighteen Roman, Bold, Extra Bold) для применения в базовом кегле 18. Фирма Monotype переработала 4 основных начертания Times New Roman для формата PostScript, чтобы они по росту и ширинам знаков соответствовали стандартному Times, встроенному в постскриптовские выводные устройства. Эта версия называется Times New Roman PS. В 1989 году Monotype разработал новое начертание гарнитуры, Times New Roman Medium, промежуточное между светлым и полужирным, с соответствующим курсивом.
Послевоенный успех шрифта Times New Roman вызвал волну подражаний и переработок первоначального рисунка. Одним из первых и наиболее близких по форме к Times был шрифт Life, созданный в 1964 году для фирмы Ludwig & Mayer дизайнером Вильгельмом Бильцем и дополненный в 1965 году Франческо Симончини. Следующим шрифтом подобного типа был Concord фирмы Berthold, спроектированный в 1968 году ее главным художником Гюнтером Герардом Ланге. И, наконец, в 1972 году Уолтер Трэйси по заказу фирмы Linotype разработал гарнитуру Times Europa для замены Times New Roman Морисона и Лардента для набора лондонской газеты «Таймс». Этот шрифт более приспособлен к условиям газетного набора и ротационной высокой печати, его пропорции более расширены, уменьшена контрастность и засечки более мощные и не такие острые, как в Times New Roman.
После того, как газета «Таймс» перешла на офсет, появилась возможность использовать более тонкие и элегантные шрифты. И в 1991 году Times Europa был заменен на новый вариант старого шрифта, под названием Times Millenium, работы исландского дизайнера Гуннлаугура Брима. Однако этим дело не ограничилось, и в 2002 году газета претерпела очередной редизайн. Шрифт Times Millenium был заменен на еще один вариант под названием Times Classic, который спроектировали Дэйв Фэйри и Ричард Доусон.
Необычайное распространение шрифта Times New Roman для книжного и журнального набора привело к появлению его многочисленных клонов и копий под другими именами. Например, версия Times фирмы Bitstream называется Dutch 801, фирмы Alfatype — English. У Apple один из встроенных в софт шрифтов, очень похожий на Times, называется New York. Гамбургская фирма URW распространяет сразу 2 таймсовидных шрифта: Nimbus Romanи URW Roman. Версия Times американской фирмы Linguist Software, занимающейся набором многоязычных лингвистических текстов, называется незатейливо: Serif (а Helvetica, понятно, Sans Serif). Фирма IBM в свое время использовала упрощенную версию Times под именем Press Roman.
Разработка греческих и кириллических версий семейства Times началась почти сразу после создания основных латинских начертаний параллельно и независимо друг от друга в фирмах Monotype и Linotype.
Первая отечественная версия кириллического шрифта Таймс была сделана еще в советские времена, в конце1970-х годов, в Отделе наборных шрифтов Всесоюзного научно-исследовательского института полиграфического машиностроения (теперь АО «Полиграфмаш»). Это была гарнитура Тип Таймс в 4-х начертаниях (дизайнеры Геннадий Барышников, Эмма Захарова и др.). Он выглядел гораздо грубее своего латинского прототипа, но он был первым.
Впоследствии перестройка в России и спровоцированный ею в 90-х годах кириллический «шрифтовой взрыв» привели к возникновению множества других версий Times отечественной разработки, выполненных без разрешения законных владельцев или держателей авторских прав на этот шрифт и зачастую непрофессионально. В итоге число кириллических версий Times, как отечественного, так и иностранного производства даже превысило потребность, так что часть этих шрифтов со временем практически вышла из употребления.
В настоящее время в кириллическом наборе в силу разных (не всегда художественных) достоинств широко распространены три версии Times.
Вне конкуренции — Times New Roman, встроенный фирмой Microsoft в операционную систему Windows. Это несколько модифицированный шрифт Times New Roman фирмы Monotype, который теперь поставляется в формате OpenType.
Эта кириллическая версия гарнитуры Times спроектирована достаточно профессионально, но выглядит чужеродной и даже во многом раздражает. Ее неизвестный дизайнер явно был знаком с дореволюционными русскими шрифтами ручного набора, такими, как Рената и Латинский, но он не смог переработать форму их знаков в стиле латинского Times. Вместе с тем прямое начертание относительно пристойно. Производные начертания, особенно курсивы, создать гораздо сложнее и поэтому они получились хуже. Тем не менее в целом это не самый худший кириллический Times, и с ним еще можно работать.
Еще один распространенный кириллический вариант Times создан фирмой Linotype. Гарнитура была выпущена в 1972 году в тех же 4-х основных начертаниях (Upright, Inclined, Bold, Bold Inclined) для фотонабора. В 90-е годы шрифт был переработан в соответствии с новой латинской цифровой версией Times Ten. Сейчас именно этот Times встраивается во все программные продукты Adobe и Apple. Рисунок кириллических букв практически не изменился по сравнению с фотонаборной версией. Линотайповский кириллический Times в целом выполнен удачнее, чем монотайповский, он ровнее по цвету и правильнее по пропорциям букв. Можно сказать, что это один из лучших кириллических шрифтов Times, спроектированных не в России. Однако и его знаки не лишены недостатков.
Третий по распространению кириллический вариант Таймса — это гарнитура Newton компании ПараТайп (1990, дизайнер Владимир Ефимов при участии Александра Тарбеева). Гарнитура была разработана для библиотеки цифровых шрифтов ParaType фирмы ParaGraph и по 1993 год выпускалась под названием TimesET. По форме латинская часть достаточно близка к первоначальному монотайповскому шрифту, но представляет собой не цифровую копию, а перерисовку. Кириллическая часть оригинальна по рисунку. Гарнитура Newton — один из немногих таймсоподобных кириллических шрифтов, выпускаемый в 5-ти начертаниях, соответствующих монотайповским Roman, Italic, Bold, Bold Italic, Extra Bold (серии 327, 334, 834). Newton разработан для всех форматов и платформ во всех стандартных кодировках для набора на языках народов России, Западной и Восточной Европы и Средней Азии. В рамках этой гарнитуры Александром Тарбеевым разработан комплект фонетических знаковNewton Phonetic, а также варианты для набора на современном и древнем греческом языках Newton Greek в 4-хначертаниях каждый (Владимир Ефимов), армянский шрифт Newton Armenian (Гаянэ Багдасарян) и грузинский Newton Georgian (Владимир Ефимов) в 3-х начертаниях каждый. В целом этим шрифтом можно набирать тексты более чем на 140 языках.
С точки зрения шрифтовой формы гарнитуру Newton можно считать довольно удачным воплощением в кириллице шрифта Times. Ее основным недостатком является несовпадение по размерам и метрикам с общепринятыми западными аналогами.
Можно сказать, что сегодня Таймс стал своего рода заложником собственной популярности. Он применяется и будет применяться всюду, где нужен «обычный», спокойный, общепринятый, «как у всех», «как у людей», шрифт. Стабильная потребность в подобном шрифте вряд ли когда-нибудь исчезнет. К тому же, пересылая куда-либо набранный Таймсом документ, вы можете быть уверены, что уж этот-то шрифт точно найдется там, где документ будет распечатан. Может быть, подобная судьба покажется кому-то весьма незавидной — но ее вряд ли возможно изменить.
Глава Таймс Нью Роман в книге «Великие шрифты»