Часть 3. Выбираем старые пластинки
В данной статье мы поговорим о главной проблеме, волнующей меломанов, трепетно относящихся к винилу, а именно о выборе оригинальных изданий 1960-1990-х годов. Несмотря на значительный рост стоимости первых прессов популярных в народе альбомов, сегодня все еще можно купить великолепно звучащие пластинки аналоговой эпохи за разумные деньги. И мы постараемся вам в это помочь.
Надо сказать, что само определение "оригинальной" пластинки достаточно расплывчато. Считать ли оригиналом только первый пресс с самыми первыми матрицами? А если дополнительный тираж был напечатан через полгода с тех же матриц? Или же первый тираж получился неудачным? То же самое касается и последующих прессингов, которые выходили в ближайшие за датой релиза годы. Даже при печати со вторых-третьих поколений матриц, при условии высокого качества исходной записи, получались пластинки, по качеству звука значительно превосходящие большинство "аудиофильских" переизданий. Здесь сказывается и возраст пленки, и более высокая квалификация звукоинженеров того времени при работе с аналоговым сигналом, и другие факторы. Поэтому для целей настоящей статьи мы будем рассматривать пластинки, выпущенные первым и двумя-тремя последующими тиражами. Чаще всего под это определение будут попадать первый и второй прессы того или иного альбома. Также мы затронем и тему региональных изданий.
Итак, как выбирать? Сразу оговоримся, что наша статья предназначена тем из читателей, которые покупают винил ради высокого качества звука, поэтому в наших рекомендациях мы будем следовать именно этому критерию, а не "коллекционности" какого-либо пресса. Кроме того мы дадим несколько простых советов, как с достаточно высокой степенью точности определить состояние пластинки, если вы не имеете возможности ее прослушать перед покупкой.
Выбираем хороший звук
Само собой разумеется, что пластинки золотого периода аудио записаны и звучат по-разному. Объединяет их лишь одна позитивная черта — все они изначально записывались в аналоге, поэтому даже вторые-третьи прессы звучат существенно приятнее, чем практически все цифровые переиздания тех же альбомов. На что нужно обращать внимание при выборе?
1. Страна издания
Если вы выбираете альбом английского исполнителя, то, конечно, логичнее искать издание с Туманного Альбиона. Бывают редкие случаи, когда те или иные группы записывались и выпускали пластинки в другой стране, но на общую статистику они влияния не оказывают. Чаще всего самое высокое качество звука демонстрируют именно альбомы, изданные по "месту прописки" артиста. Тем не менее, можно отлично сэкономить на покупке дорогих групп типа Jethro Tull, Uriah Heep, Led Zeppelin, The Beatles, и т.д. В том случае, если вам просто нужна хорошо звучащая пластинка данной группы, выпущенная полностью в аналоге, то вполне можно взять немецкий или французский пресс, которые будут стоить существенно дешевле английского, а вот звучать не сильно хуже. Более того, в редких случаях именно иностранные издания оказываются лучше "родных" с точки зрения звука, как это случилось с альбомом Deep Purple "In Rock" — немецкий пресс на лейбле HörZu не оставляет английскому оригиналу никаких шансов.
Предостережем также от необдуманной скупки японских прессов европейских и американских исполнителей. Да, среди них попадаются шедевры, однако очень часто японские компании делали абсолютно свой мастеринг для того, чтобы потрафить специфическому восприятию музыки жителями Японии. И результат иногда сильно отличается от оригинального звучания пластинки. К подобным же сюрпризам следует быть готовым любителям The Rolling Stones, The Beatles и многих других английских групп, которые привыкли покупать пластинки американского издания. Где-то до середины 1970-х годов многие издаваемые за океаном альбомы английских звезд поп-музыки и прогрессив-рока подвергались "переосмыслению", причем не только с точки зрения трек-листа или названия и оформления пластинки, но также и мастеринга. Любимым занятием американских издателей было понижение уровня баса на записях, дескать, портативные проигрыватели винила не справлялись с шириной дорожки. От их умелых рук пострадали первые альбомы Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath, The Beatles и многие другие. Поэтому прежде чем выложить кровно заработанные деньги за американские пластинки любимых английских групп, постарайтесь найти информацию о том, насколько они пострадали от "оптимизации". Кстати, с этой точки зрения немецкие или французские издания значительно более надежны.
2. Тайные символы
Здесь мы уже вступаем на территорию коллекционеров, для которых разница в одной цифре в номере матрицы, букве стэмпера или точке в надписи на лейбле меняет стоимость пластинки в несколько раз. Однако нас интересует только звук, и поэтому мы приведем лишь несколько основных признаков хорошо звучащих пластинок.
а) Надписи на сбеге. Ищите на сбеге пластинки подпись инженера, нарезавшего лаковый диск. Часто они подписывались инициалами — RL (Bob Ludwig), GP (George Piros), либо псевдонимами. Самый известный любитель псевдонимов — George Peckham, он подписывался как Pecko, Pecko Duck, Porky, Bilbo. Вообще, сам факт подписи диска инженером говорит о том, что он гордится своей работой и хочет, чтобы покупатели знали, кто отвечал за качество звука. При отсутствии подписи ищите штамп известной мастеринговой студии — Sterling, Bell, и т.д.
б) Номера матриц. Обычно они служат для определения даты тиража и того, является ли данная конкретная пластинка "первопрессом". Бесполезно отрицать, что первые прессы звучат лучше всех последующих, однако разница в звуке редко оправдывает разницу в цене, которая может достигать десятков раз. Правда, касается это правило только коллекционных лейблов и культовых групп типа The Beatles или Led Zeppelin. Искать же первые прессы поп-групп или исполнителей, издававшихся миллионными тиражами, совершенно бесполезно. Попробуйте найдите пластинку, например, The Police "Regatta de Blanc" или Michael Jackson "Bad" с первыми номерами матриц. Попасть к вам в руки она может только волей случая. Поэтому мы рекомендуем подходить к вопросу разумно — если номера матриц не выражаются двузначным значением, и вы видите перед собой цифры вроде A3 или 4U — можете смело покупать пластинку.
в) Надписи на конверте. Они помогут определить страну издания — она обычно указывается в самом низу на обороте, а также период. Например, если вам пытаются продать Led Zeppelin III со штрих-кодом на обороте конверта, рассказывая, что это близкое к оригинальному издание, то можете смело поворачиваться к продавцу спиной — штрих-коды появились на конвертах только в самом конце 1970-х — начале 1980-х годов.
г) Надписи на лейбле. Существует целый тайный пласт знаний, позволяющий по дизайну пятака, наличию или отсутствию надписей или цифр, шрифту, ориентации слов, и многим другим признакам определять оригинальность издания. Об этом есть смысл задумываться только коллекционерам, им эти знания помогают приобретать настоящие пластинки за правильную цену. Мы же скажем следующее — в интернете существует огромное количество справочной информации, благодаря которой вы сможете по цвету и дизайну лейбла сразу определить приблизительный период и страну издания пластинки. Это особенно важно при дистанционной покупке. По крайней мере, так вы убережете себя от покупки переиздания по цене оригинальной пластинки.
3. Виниловая масса
Если у вас есть возможность подержать пластинку к руках, то по ее весу и виду дорожек уже можно будет примерно определить потенциальное качество звука. Чем шире нарезаны дорожки, тем больше шансов получить глубокий бас и хороший объем. Тяжелые пластинки 1960-х годов также служат залогом хорошего звучания. Рекомендуем избегать изданий на массе Dynaflex — тонкие гибкие пластинки 1970-х отличаются компрессированным и тусклым звуком, а также цветного винила — как правило, такие пласты демонстрируют повышенный уровень шумов.
Очевидно, что даже роскошный "первопресс" с широченными дорожками и правильными номерами матриц будет невозможно слушать, если на нем, помимо музыки, также записана песня "Мама жарит яичницу", целиком состоящая из треска и щелчков. Понятно, что если вы имеете возможность поставить пластинку под иглу перед покупкой, то практически все вопросы отпадут сами собой. Существуют, правда, хитрые продавцы, которые выкручивают в минус уровень высоких частот на усилителе с тем, чтобы треск не был слышен, но таких совсем мало. А вот если состояние пластинки придется оценивать "на глаз", то у нас есть несколько простых и полезных советов.
а) Царапины и потертости. Здесь все зависит от того, чем были нанесены эти повреждения. Если они происходят от того, что пластинку часто доставали и вновь убирали в бумажный конверт, то есть шанс, что при проигрывании хорошей иглой со сложным профилем они вообще не будут слышны. Если же повреждения более глубокие, но их совсем мало, то можно подумать о том, чтобы восстановить поврежденные стенки канавки при помощи, например, зубочистки. Конечно, если пластинка сильно поцарапана по всей площади, восстановить ее уже не удастся.
б) Паук на шпинделе. Нужно внимательно посмотреть на область вокруг центрального отверстия пластинки. Если стенки отверстия повреждены, а поверхность пятака вокруг него испещрена следами от неумелой укладки пласта на опорный диск, то, скорее всего, перед вами сильно запиленный винил, даже если на нем нет царапин.
в) Цвет пластинки. Новая или же хорошо сохранившаяся пластинка должна иметь черную глянцевую поверхность. Даже если внешне на пласте и лейбле нет царапин и повреждений, но сама поверхность выглядит серой, то перед вами аккуратно запиленная пластинка с уже разрушенными стенками канавок. От звука там ничего не осталось.
Бывают, к сожалению, ситуации, когда визуально практически невозможно определить повреждения. Так бывает, когда пластинка долго проигрывалась неправильно настроенной или сколотой иглой, что приводит к разрушению канавок, особенно на последних треках. Или же, например, она подверглась длительному воздействию повышенной температуры, отчего мельчайшие частицы пыли и бумажного конверта намертво вклеились в дорожки. Также не всегда можно уверенно определить наличие эксцентриситета, хотя это и меньшее из зол.
Напомним, что в первой части мы рассматривали издания новых альбомов на виниле, а во второй части — современные переиздания классических альбомов.
Надеемся, что данный цикл статей о виниле будет вам полезен при пополнении фонотеки. Мы же будем продолжать регулярно знакомить вас с новинками рынка грампластинок и аппаратуры для их проигрывания.
Как сэкономить начинающему меломану
В нашей прошлой статье мы дали несколько простых советов по приобретению проигрывателей винила, теперь же обратимся к теме самих пластинок. Поскольку любители «лакричной пиццы» — люди дотошные, то и советы наши мы сделаем максимально подробными. И начнем с новых изданий современной музыки.
Виниловый ренессанс уже давно перестал быть просто модным явлением. На фоне ежегодного прироста продаж пластинок на 30-40% и запуска все новых мощностей по их изготовлению винил перешел в разряд одного из основных физических носителей музыки. Достаточно сказать, что в Великобритании грампластинки уже составляют более 10% рынка всех продаваемых дисков. И сегодня практически все артисты в обязательном порядке выпускают версии своих новых альбомов в аналоговом формате. Правда, аналоговым его можно назвать с некоторой натяжкой. И это первое правило, которое следует выучить.
Правило №1. Отличаем аналог от цифры
Не секрет, что сегодня практически все записи делаются в цифре. Редкие исключения, когда артисты заказывают параллельно аналоговый мастеринг для своего альбома, лишь подтверждают общее правило. Однако это вовсе не означает, что современные пластинки не заслуживают приобретения. Во-первых, винил остается винилом – роскошная полиграфия, красивый пятак, и так далее. А во-вторых, пластинка очень часто является наиболее качественным вариантом записи нового произведения. Даже если она нарезается с цифрового исходника, как правило, для этого используется вариант в высоком разрешении 24 бита / 192 кГц, а значит, звучание такой пластинки однозначно будет лучше, чем у компакт-диска. Практически все последние релизы известных исполнителей подтверждают это правило.
Правило №2. Стараемся найти аналоговые пластинки
Как уже было отмечено, создание отдельного аналогового мастера в наши дни – дело, скорее, исключительное. Поэтому найти альбом, записанный в аналоге и изданный на виниле, достаточно просто. Артист, потратившийся на такое мероприятие, обязательно захочет рассказать о нем всем потенциальным покупателям. Поэтому о факте аналоговой записи альбома будет обязательно сказано не только в описании пластинки на сайте магазина, но и на самой обложке. Поэтому ищите наклейки с надписью об аналоговом мастеринге на пластинке. Правда, иногда издатели пытаются лукавить, но раскрыть подобное лукавство очень просто. Если в описании отсутствуют слова «Analog Mastering» или «Cut from Analog Master Tapes», а есть формулировки типа «Mastered from Best Sources», «Audiophile Edition», «Virgin Vinyl Pressing» и так далее, то знайте – вас хотят обмануть.
Правило №3. Определяемся с магазином
Залогом экономии будет также правильный выбор магазина, благо сегодня предложений просто огромное количество. Более того, даже такие крупные сетевые гиганты как М.Видео и MediaMarkt выставили в залы целые стеллажи с винилом. Кстати, именно там, зачастую, раньше всего и появляются интересные новинки, при этом, по интересным ценам. Сетям проще договариваться с лейблами и получать от них пластинки в приоритетном режиме, да и цены они могут держать низкие. Впрочем, небольшие специализированные магазины также уделяют сейчас новому винилу много внимания, причем они могут проводить предварительный отбор и ставить на полки только те пластинки, за которые не будет стыдно. Поэтому совет будет таким – следите за обновлением ассортимента в крупных сетях, а также подружитесь с продавцами нескольких небольших магазинов. Именно так вы и сможете покупать новинки по правильным ценам.
Правило №4. Не торопимся заказывать из-за границы
После кратного снижения курса рубля и роста почтовых тарифов в Европе и США заказ пластинок из-за границы уже не является таким выгодным предприятием, как раньше. Само собой, если пластинка нужна срочно, а сроки ее появления в России неизвестны, то другого выбора не будет. А вот при прочих равных условиях цена пластинки с доставкой из, например, Германии, теперь уже либо равна, либо превосходит таковую в Москве. Хотя, конечно, на Amzon или eBay бывают случаи распродаж даже нового винила с хорошей скидкой. Но общий совет такой – если речь идет о пластинке достаточно известного исполнителя, то лучше сперва поискать ее в наших родных магазинах, есть большой шанс найти ее по очень приятной цене.
Правило №5. Обращаем внимание на лейбл
Как это ни покажется удивительным, но качество звука очень сильно зависит от того, какая звукозаписывающая компания издает конкретную пластинку. Причем зависимость здесь обратная от той, которую можно себе представить. Дескать, у крупной компании больше возможностей, поэтому и продукт на выходе должен получаться более качественный. К сожалению, это правило работает с точностью до наоборот. Точнее так – очень сильную роль играет человеческий фактор. И если артисту удается убедить боссов крупного лейбла в том, что потраченные дополнительные человеко-часы на качественное и скрупулезное сведение и мастеринг альбома для издания на виниле положительно отразятся на продажах, то ему будут приданы необходимые силы и средства для такой работы. Однако случается такое довольно редко. К данной ситуации мы еще вернемся в статье про переиздания бэк-каталога. А вот небольшие независимые лейблы обычно готовы уменьшить свою маржу и выдать продукт высочайшего качества. Яркий тому пример – собственный лейбл Джека Уайта (Jack White) The Third Man.
Правило №6. Ищем правильное издание
Казалось бы, в случае с новым винилом говорить о прессингах не приходится. Однако мы ведем речь, скорее, о заводе, на котором было отпечатано то или иное издание. Как и в случае со старыми изданиями, от него зависит итоговое качество звучания. Так, например, большая часть продающихся онлайн в Европе пластинок еще недавно печаталась на чешском заводе GZ Media. То ли из-за огромного числа заказов, то ли по причине использования изношенного оборудования, то ли из-за не самых лучших исходников большинство таких пластинок звучали тускло и невыразительно. И разница между пластинкой одного и того же исполнителя, отпечатанной в США или Германии и продукцией чешской фабрики была весьма существенной. К счастью, с вводом в строй новых мощностей во Франции, Германии и Великобритании шансов встретить идеально изданную пластинку стало гораздо больше. Да и чехи постепенно подтянули качество печати до приемлемого уровня. Однако смотреть внимательно на страну издания пластинки все же стоит.
Правило №7. Ищем имя звукорежиссера
Если над альбомом работал известный звукорежиссер, то информацию об этом можно легко найти как в описании пластинки на сайте, так и на конверте. Понимающие люди гораздо охотнее купят пластинку, если узнают, что в ее записи принимал Боб Людвиг, Стив Хоффман, Владо Мюллер, Кевин Грей. К сожалению, старая гвардия постепенно выходит на пенсию и даже хуже того, поэтому ждем появления новой плеяды специалистов по мастерингу винила. К счастью, есть достоверная информация, что обучение и передача опыта сейчас идут ускоренными темпами.
Правило №8. Проверяем качество печати визуально
Сделать это можно, чаще всего, уже дома, после извлечения пластинки из конверта. Помимо неровностей и общей кривизны пластинки нужно обратить внимание на такие признаки низкого качества печати, как серые области на поверхности, а также пятна, подобные масляным разводы. Это значит, что вещество, используемое для отделения свежеотпечатанной пластинки от пресса, было плохо смыто. Также нужно смотреть на точное центрирование отверстия на пятаке, если оно сильно отклонено от центра, то будут существенные искажения при проигрывании. Все это служит основанием для возврата пластинки в магазин.
Правило №9. Проверяем качество печати под иглой
Настало время проверить дефекты путем постановки пластинки под иглу. Даже если видимых дефектов не наблюдается, возможно проявление треска и щелчков на визуально совершенно идеальной пластинке. Таким образом проявляют себя недостаточно глубоко пропечатанные дорожки. Само собой, все описанные в предыдущем пункте дефекты также могут проявить себя во всей красе. Кстати, это еще один повод покупать новые пластинки в России – процесс возврата покупок в западные магазины хоть и несложен, но времени отнимает порядочно.
Правило №10. Следим за выходом новых альбомов
Странный совет, правда? Однако он помогает сэкономить больше всех предыдущих. Что это означает? Лишь то, что несмотря на растущую популярность винила общие тиражи каждого нового издания продолжают оставаться небольшими, и очень часто бывает так, что пластинка даже весьма популярного исполнителя переходит в раздел редкостей уже через пару месяцев после своего появления в продаже. А это означает ее исчезновение из ассортимента обычных магазинов и появление в каталогах перекупщиков по тройной цене. В моей практике такое случалось множество раз. И если вы следите за творчеством какого-либо исполнителя, покупайте его свежие альбомы на виниле моментально после их выхода. Иначе через полгода вы рискуете оказаться перед выбором – платить втридорога или ждать следующего тиража, который может появиться через пару лет.
Использование разнообразных носителей для записи и воспроизведения музыкальных композиций уходит своими корнями еще в 1887 год. Виниловые пластинки являются одними из первых подобных носителей, которые применяются до сих пор.
Если у современных молодых людей спросить про пластинки из винила, скорее всего, вы сможете получить ответ, что они уже давно устарели, да и качество записываемой музыки на них оставляет желать лучшего.
Однако и в современных условиях технологического процесса, многие отдают предпочтение и выбирают виниловые пластинки для записи музыки. Если вы придерживаетесь такого же мнения, то при выборе пластинки вам необходимо обратить внимание на несколько важных аспектов.
Критерии покупки виниловых пластинок
- Внешний вид и показатели искажения носителя. Уточните о том, сколько миллиметров составляет искажение пластинки, в противном случае качество записи будет испорчено. При выборе виниловых пластинок, наиболее оптимальные показатели приравниваются к 0,15 миллиметрам. Если значения оказываются больше, звукосниматель при воспроизведении будет перемещаться и искажать тональности. Обязательно осмотрите края пластинки, так как большинство дефектов наблюдается именно на этих местах;
- Проверьте, нет ли повреждений на диске пластинки, поскольку они также сыграют свою роль при записи звука;
- Чтобы правильно выбрать виниловые пластинки, практическим образом проверьте ее подлинное качество. Взяв пластинку в руки, отвернитесь от светлой стороны помещения и наблюдайте за бликом на виниле. Блик, который образовался в результате этого, должен быть не более 5 сантиметров;
- Выбирая современные пластинки, изготавливаемые из виниловой смолы, необходимо осведомиться об уровне шума, он должен быть не меньше 54 дБ. Исключение при выборе виниловых пластинок составляют серийные вариации, обладающие уровнем шума на 2 дБ меньшим;
- Обратите внимание на возраст пластинки, понять который можно благодаря наличию спиралевидной дорожки – туго скрученной канавки. Благодаря ей можно примерно рассчитать, сколько по времени носитель использовался, и сколько еще будет служить. При выборе виниловых пластинок, эта канавка должна быть как можно меньше, в этом случае она прослужит вам дольше.
Качество воспроизведения музыкальных композиций с винила в несколько раз превышает показатели современных дисков, однако, выпуск пластинок остается ограниченным. Поэтому при правильном выборе виниловых пластинок, обязательно учтите вышеперечисленные критерии и тщательно соблюдайте правила эксплуатации пластинок.