Проектор в современной школе стал таким же незаменимым атрибутом, как доска и мел. Если раньше учителя должны были располагать плакатами и порой сами изготавливали демонстрационный материал, то сегодня можно найти как готовые плакаты, картинки или видеоролики в интернете, так и сделать их самим, только уже не гуашью на ватмане, а, к примеру, в PowerPoint. Обеспечить наглядность стало в разы проще. В этой статье мы рассмотрим, каким должен быть проектор для школы.
Мультимедийный проектор — одно из наиболее популярных устройств из области проекционного оборудования. Суть его работы заключается в том, что он проецирует изображение на экран. Оно может подаваться с компьютера, DVD-плеера видиомагнитофона или других источников сигнала. Использование проектора вместе с интерактивной доской, интерактивной насадкой или же использование интерактивного проектора позволяет заменить обычную школьную доску на более функциональную.
Как используются проекторы в школах и какие должны быть разъемы у проектора?
- Демонстрация обучающих фильмов сDVD-проигрывателя. Функциональность ограничена тем, что проектор может показать только изображения, слайд-шоу и видео с диска. Может использоваться, например, в кабинетах иностранных языков, МХК, музыки. Для работы только с DVD-проигрывателем подойдет самый простой и недорогой проектор разрешением экрана от 800*600 пикселей. Для подключения устройств к проектору достаточно композитного разъема (желтый "тюльпан") и HDMI-входа. Конечно, на всякий случай, лучше, чтобы у проектора были и другие разъемы. И, если у DVD-проигрывателя нет динамиков, они должны быть в проекторе.
- Демонстрация экрана с компьютера (ноутбука). Сегодня это наиболее популярный вид использования проектора. На проектор подается все, что есть на экране монитора. То есть при подключении к компьютеру учитель может показывать не только те же DVD-диски с фильмами, но и управлять воспроизведением в проигрывателе, быстро переключаться между разными файлами, их фрагментами и т.д. Проектор, подключенный к компьютеру, можно использовать на любом уроке, будь то физика или русский язык. Для использования проектора с компьютером нужны входы (в зависимости от того, что поддерживает компьютер) HDMI или VGA, при этом должен быть как VGA-вход, так и VGA-выход, чтобы изображение было и на экране монитора, и на экране проектора — так удобнее работать во время демонстрации и не нужно ничего заново подключать, если учитель, к примеру, хочет поработать за компьютером без проектора. К компьютеру должны быть подключены акустические колонки.
Другие характеристики проекторов
- Разрешение матрицы. Чем выше разрешение проектора, тем более четким (детализованным) будет изображение. Для демонстрации презентаций, фотографий и роликов не нужно сверхвысокое разрешение, вполне допустимыми будут разрешения от 800 до 1280 (по большей стороне).
- Формат изображения. Варианты: 4х3, 16:9, 16:10, 15:9. Для образования больше подходит стандартное разрешение 4х3, а широкоформатные — для демонстрации фильмов. Однако сейчас все больше появляется широкоформатных мониторов, поэтому удобнее использовать комплект широкоформатный монитор и широкоформатный проектор, чтобы, при подключения проектора, картинка и там, и там была одинаковой.
- Яркость (световой поток). Чем лучше затемнено помещение, тем меньше требований к яркости проектора (от 600 до 1500 лм), однако на уроке, как правило, затемнения нет (дети одновременно и что-то записывают в тетрадь, читают, и смотрят на экран). Если на экран попадают прямые солнечные лучи, то при любом уровне яркости изображение будет плохо видно, поэтому нужно предусмотреть затемнение хотя бы области между проектором и экраном: отключение электрического освещения, затемнение окон шторами или жалюзи.
- Контрастность. Характеристика, которая в паспорте проектора дается не всегда в стандартизированном виде, поэтому трудно сравнить контрастность у проекторов разных производителей.
- Объектив. У объективов проекторов есть ряд характеристик. Например, возможность масштабирования изображения (ZOOM) без передвигания проектора.
- Подключение к сети. Есть ли возможность подключения проектора к локальной сети через порт Ethernet или Wi-Fi.
- Вес. Для стационарного проектора вес неактуален, для переносного лучше выбрать более легкий проектор.
- Интерфейсы. VGA (аналоговый), DVI (цифровой) и др. Лучше поддержка разных портов, но для стационарного использования проектора в одном кабинете можно выбрать тот проектор, который поддерживает видеокарта компьютера. При необходимости к компьютеру можно подключить переходники и разветвители.
Функции и возможности проекторов
Сейчас практически все проекторы поддерживают следующий набор функций:
- наличие пульта дистанционного управления проектором
- отражение изображения по горизонтали или вертикали (для крепления на потолке или демонстрации на просветном экране)
- регулировка яркости, контрастности
- регулировка трапецеидальных искажений изображения
- выбор языка меню
- изменение разрешения и формата (в пределах допустимых)
Некоторые модели проекторов имеют и другие возможности
- интерактивность (см. ниже)
- возможность быстрой замены объектива (например, с длиннофокусного на короткофокусный, см. ниже)
- "лупа" — возможность увеличения фрагмента изображения
- стоп-кадр
- возможность показа двух независимых источников изображения (картинка в картинке)
- USB и другие входы для демонстрации презентаций и слайд-шоу без подключения компьютера
- возможность перемещения объектива вверх-вниз
- и многое другое, не всегда актуальное для проекторов для школы.
Как сделать работу интерактивной?
Интерактивность подразумевает ответ системы на наши действия, в области применения проектора это означает не просто демонстрацию экрана, но и управление демонстрацией через экран, возможность сделать надписи поверх экрана, что-то вписать, выделить фрагменты текста, передвинуть изображения.
Есть три способа реализации интерактивности:
- Интерактивная доска — самый известный и в то же время самый дорогой вариант. Проектор и интерактивная доска подключаются к компьютеру, и изображение с проектора подается на доску. В доску, условно говоря, встроены датчики, которые считывают касания и передают их на компьютер. Таким образом, пользователь может работать на компьютере (писать, открывать файлы и т.д.) без использования мыши и клавиатуры, а выполняя действия на интерактивной доске.
- Интерактивная насадка (интерактивный модуль), который крепится на поверхность экрана. Этот модуль воспринимает действия специального маркера и передает их на компьютер. Практически как интерактивная доска, но качество работы хуже: нет достаточной точности и модуль работает медленнее.
- Интерактивный проектор. У таких проекторов есть специальные маркеры и датчики, которые позволяют реализовать интерактивность. Такие проекторы работают с любой поверхностью достаточно точно, но также есть замечания по скорости работы.
Важно отметить, что при реализации интерактивности предъявляются дополнительные требования, а именно: эти проекторы должны быть короткофокусными. Что это означает? Обычный проектор располагается на расстоянии, превышающем ширину экрана, в полтора-два раза, то есть для демонстрации экрана шириной 1 метр, проектор должен располагаться на расстоянии 1,5-2 метров от экрана, и если перед проектором стоит человек, то он отбрасывает тень на экран, загораживая изображение. А короткофокусные проекторы размещаются на расстоянии примерно в половину меньшим, чем ширина экрана. То есть для демонстрации экрана шириной 1 метр, проектор может располагаться на расстоянии 0,5 метра. И тень при этом не создается, и аудитории работать комфортнее.
В моем кабинете использовался длиннофокусный проектор, но я и мои ученики научились вставать так, чтобы изображение на экране было видно всем ребятам в классе
При выборе проектора также обратите внимание на ресурс лампы (в часах), доступность новых ламп и простоту ее замены. Возможно, для учреждения лучше купить несколько одинаковых проекторов и несколько запасных ламп, чтобы сразу своими силами можно было заменить их.
Принцип наглядности — один из основных принципов в дошкольной педагогике. Для подготовки к образовательной деятельности воспитателю постоянно приходится рисовать, распечатывать картинки или подбирать дидактические пособия и художественную литературу. Но ведь мы не можем показать ребенку картинку, пособие и не дать рассмотреть, поиграть. Поэтому материал приходит в негодность и восстановление требует новых средств, усилий, времени. Бывает трудно найти подходящую картинку, поэтому нужна работа по систематизации и поиску места для хранения. Но современные информационно-коммуникационные технологии позволяют решить эту проблему. Компьютерные диски (жесткий диск, CD, переносной жесткий диск, флеш-карта) позволяют хранить огромное количество информации как текстовой, так и графической. Грамотно созданная система хранения в файлах, распределенных по папкам, например: животные, птицы, времена года, одежда, мебель и другие, позволит легко найти нужные вам изображения и вставить их в презентацию или распечатать. Можно и не хранить изображения, а пользоваться сетью интернет. Хотя я предпочитаю находить все материалы заранее, чтобы быстро находить их в случае необходимости и не надеяться на то, что доступ к сети не прервется. Печать изображений обходится не дешево, поэтому демонстрация на экране проектора экономит массу времени и средств. Хотя надо сказать, что педагоги не советуют увлекаться просмотром изображений исключительно на экране, а использовать и традиционные формы наглядности. Я полностью согласна с этим мнением.
К сожалению, наши детские сады финансируются не очень хорошо и денег на покупку современного оборудования не хватает. Ноутбуки прочно вошли в нашу жизнь и многие воспитатели приносят на работу свой домашний компьютер для того, чтобы послушать аудиозаписи, поработать с документами или даже показать мультфильм детям. Но экран ноутбука очень мал, звук тихий, поэтому организовать полноценный просмотр можно только с очень небольшой группой детей. Но приобретение проектора позволяет более полно использовать возможности компьютера.
Изображение на экране проектора выгодно отличается от традиционных форм наглядности: оно крупное, яркое и может восприниматься большим количеством людей одновременно. При кратковременном просмотре и отсутствии световых пятен и бликов не несет опасности для здоровья.
В настоящее время можно купить проектор с необходимыми характеристиками за не очень большую цену, сопоставимую с ценой ноутбука.
Критерии выбора проектора для образовательного учреждения:
2. Безопасность для детского зрения. Производители 3LCD-проекторов утверждают, что отраженное изображение не оказывает на зрение ребенка какого-либо неблагоприятного воздействия и это обусловлено технологией одновременного вывода трех основных цветов. Но и стоимость такого проектора в два раза выше стоимости DLP-проектора.
3. Уровень шума. Предел уровня шума может составлять от 20 до 45 дБ. Чтобы работа в небольшом помещении была комфортной, данный показатель не должен быть выше 30 дБ.
4. Совместимость с интерактивной доской. Если в будущем планируется приобретение интерактивной доски, следует учесть разрешение проектора WXGA. Кроме того, проектор также должен быть особенным – короткофокусным, работает при расстоянии 0,5 м от экрана.
5. Встроенные динамики. У многих современных проекторов довольно мощные собственные динамики, благодаря чему воспроизведение учебных фильмов со звуковым сопровождением возможно без использования внешних звуковых колонок.
6. Наличие беспроводного соединения. Возможность соединения по Wi-Fi с ноутбуком очень удобно, отсутствие шнуров обеспечивает безопасность дошкольников.
Есть и другие критерии, но я думаю для ДОУ достаточно этих.
Итак, проектор вы выбрали. Кроме того будет необходим экран для проектора с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м.
Сегодня с бурным развитием технологий в школе учителю не нужно готовить материал для демонстрации из подручных средств, который потом развешивается на стенах и учебных досках. Большим подспорьем им в этом стал проектор для школы, который практически незаменим при проведении уроков. Ведь множество наглядного материала можно найти в сети Интернет либо сделать самому при помощи различных компьютерных программ. Как же выбрать проектор для школы, чтобы сделать процесс обучения наиболее эффективным?
Что он собой представляет
Это мультимедийное устройство, выполняющее функции проекционного оборудования, способствует отображению информации на экран. Она может передаваться с различных источников, например, с DVD или компьютера. Если же использовать проектор совместно с интерактивными дополнениями, к примеру, с доской, то возможно замещение такого атрибута в классе, как наиболее функционального.
Характеристики проекторов, необходимые для применения в школах
Рассмотрим параметры мультимедийных устройств, которые могут быть важны в учебном процессе.
- Разрешение матрицы. Самыми важными свойствами механизмов являются яркость и графическое проецирование данных. И чем выше будет его разрешение, тем четче будет изображение. При этом для эксплуатации в аудитории не понадобится сверхвысокая передача, трансляция проектов, презентаций и фотоматериала вполне будут качественны при параметрах до 1200 люменов.
- Стандарты отображения. В учебных заведениях, как правило, используются стандартные характеристики величиной 4х3, а для просмотров фильмов школьниками подойдут широкоформатные мониторы 15:9, 16:9, 16:10. Но для получения совпадающей картинки лучше использовать монитор и проектор одного формата.
- Световой поток. Надо учитывать, что демонстрация изображений на уроке очень часто сопровождается дополнительной деятельностью (ученики могут изучать учебник либо делать отметки в тетради), поэтому помещение редко затемняется. Соответственно, при попадании на экран световых лучей картинку будет практически не видно. В целях избегания такой ситуации можно затемнить небольшой участок помещения, располагаемый между передающим устройством и экраном. При этом особых требований к его яркости быть не должно, для трансляции в классе достаточно будет от 600 до 1500 люменов.
- Цветопередача. Она определяется в зависимости от контрастности передаваемого материала, формируемая матрицей механизма и схемой динамического его повышения. При этом необходимо с осторожностью верить величинам, заявляемым изготовителем. Лучше обращать внимание на самые большие статистические характеристики с возможностью динамики их перемен. В настоящее время появились модели, предлагающие цветовую яркость, включающую красный, синий и зеленый цвета. Они гарантируют передачу четких и точных изображений.
- Подсоединение к сети. Существует возможность подключения устройства к сети через порты WI-FI и Enternet.
- Интерфейсы. Существуют различные виды: аналоговый, цифровой и т.п., поэтому лучше выбирать с поддержкой всех существующих. Но если он используется только в учебном классе с определенным источником, то возможен выбор поддержки видеокарты персонального компьютера. При возникновении необходимости можно использовать дополнительные приспособления, к примеру, разветвители и переходники.
Функциональность проекционных устройств
Для работы в школьных условиях потребуется минимальный набор операций и возможностей. К ним можно отнести:
- дистанционное управление механизмом;
- регулировка четкости и контрастности изображения;
- отражение информации в горизонтальном и вертикальном направлении;
- корректировка неточностей картинки;
- перемена формата.
Помимо этого, некоторые модели предлагают:
- интерактивную работу;
- оперативную смену объектива;
- функцию увеличения определенной картинки;
- остановку кадра;
- показ не более двух разных образов;
- различные порты для просмотра информации без связи с ПК;
- движение объектива.
Надо отметить, что такой набор функций может не быть востребован в условиях учебного процесса.
Применение проектора в учебных заведениях
Учитывая, что это мультимедийное устройство является универсальным средством отображения данных с
разных источников, он в силах справиться с заменой школьной доски, с рисованием цветными мелками, а также с работой чертежных приборов. Рассмотрим способы применения его в образовании.
- Показ учебных видеоматериалов: документальных и мультипликационных. Для этого потребуется его подключение к плееру. Это наиболее простой и экономичный способ применения оборудования, причем функциональность его будет сведена к минимуму, так как весь процесс будет состоять из трансляции фильмов или слайдов, которые будут комментироваться педагогом. Для такой деятельности будет достаточно дешевых проекционных установок, имеющих допущение SVGA и компонентный, композитный и HDMI-разъемы. При этом стоит позаботиться о мощности имеющегося динамика, так как видеоплеер не включает в себя собственные колонки.
- Трансляция материала с персонального компьютерного устройства. При таком использовании возможен показ текстов, графических изображений, страниц с сайтов и построение реальной технологии, рисуя на ноутбуке. В этом случае механизм будет использоваться как большой монитор. При этом понадобится вход VGA или HDMI.
- Соединение проектора с интерактивной доской. При этом существуют разные варианты их использования:
- самой экономичной, но некачественной в применении является специальная схема, устанавливаемая на одну из твердых поверхностей, например школьную доску, стену, доску для письма маркером и другое. Такой модуль отслеживает движения маркера и копирует их в ПК. Здесь сенсорная передача функционирует очень медленно и неточно;
- проецирующее устройство интерактивное. Он наделен специальными измерительными и контрольными приборами. При его подключении не требуется дополнительных установок, а в интерактивную может быть преобразована каждая плоскость. В основном такие устройства функционируют достаточно качественно, но все же проявляется небольшая приостановка в действии. Отрицательной стороной такого механизма является его высокая стоимость;
- самый востребованный способ поднять уровень школьного обучения – это приобретение оборудования в совокупности. В этой схеме проецирующее устройство освещает специально созданную доску, распознающую деятельность манипулятора и передает её результат для обработки, где посредством особых программ информация перерабатывается и изображается в оборудовании.
Все вариации использования проектора направлены на взаимодействие с информацией. Её можно выводить на экран, выделять определенную часть, отображать задания и тут же излагать их решение. Помимо этого, объекты можно передвигать и разворачивать в пространстве, что представляется весьма реалистичным.
Надо отметить, что интерактивное обучение предусматривает использование моделей с коротким фокусом. Они проецируют изображение определенного размера с короткого расстояния от поверхности плоскости, чем их длиннофокусные конкуренты.
В моделях со стандартным расстоянием между объективом и экраном длина может составлять около двух размеров ширины экрана. Она может быть и больше при условии наличия сменного объектива. Недостатком является расположение субъекта, обрабатывающего поступающий материал и затеняющего его.
Расширение с коротким фокусом получается при отображении информации и выдает пропорцию 0,5:1. При этом пользователем механизма не отбрасывается затемнение на экранный уровень, и видимость получается отличная. Но и в этом случае устройство подключено к разным источникам, передающим данные.
Кстати, преимуществом станет присутствие нескольких портов.
Полноценная работа интерактивных устройств напрямую зависит от уровня специализированных программ, возможности которого различны в зависимости от их разработчиков.
На что обращать внимание при выборе проектора для школы
Чем руководствоваться и что в первую очередь оценивать, подбирая проецирующий механизм для нужд школы? Какой проектор лучше для школы?
- Экономия при эксплуатации. Конечно, самым важным фактором при приобретении проекта для обучающей деятельности является его дешевизна. Но, помимо этого, не последним параметром становится экономичность использования изделия в течение всего периода его работы. Поэтому важно анализировать данные осветительного прибора, сколько лампа сможет работать без своей замены и её цена. В среднем ресурс такой части может достигать порядка пяти тысяч часов, что может растянуться на 5 лет. Кроме этого, если проектор часто работает в режиме ограниченной яркости, то работоспособность будет продлена на длительный срок, что убережет от преждевременной её смены.
- Соответствие интерактивному режиму досок. Совместимость проектора и другого дополнительного оборудования очень важны. Качественно работают устройства, имеющие разрешение WXGA, которые расширяют величину воспринимающей поверхности, что дает возможность обучающимся улучшать восприятие информации и усваивать сведения, излагаемые на уроке. Современные механизмы наделяются мощными громкоговорителями, при помощи которых можно транслировать видеоматериалы без подключения посторонних динамиков.
- Быстрота загрузки. Нужной характеристикой мультимедийного транслятора для педагога является скорость его включения и выключения. Самый лучший вариант заключается в подсоединении его к ПК одним кабелем. В такой ситуации преподавателю будет легко подключить его, не пользуясь помощью специалистов. Большинство устройств, предлагаемых на рынке, не затрачивают огромное количество времени, чтобы создать качественную картинку, что способствует быстрому изложению учебного материала. В конце работы все же необходимо время для охлаждения электронных деталей и лампы. Но если в его основе лежит технология, в которой предусмотрены специальная конструкция оболочки и минимальная температура разогрева осветительного прибора, то он может быть выключен моментально, что не нанесет ему урон.
- Безопасность применения. При работе с детьми нельзя забывать о защитных функциях прибора: это может быть охрана от похищения и применения, не связанного с его предназначением. Приобретая прибор, нужно выяснять наличие разъемов для замочков и возможность входа с паролем. Помимо этого, уже выпущены модели без каких-либо кнопок, которые работают от сигнала пульта.
- Выбор экрана. Не нужно забывать, что отсутствие специального экрана во много раз ухудшит качество изображения, поэтому помимо покупки проектора, необходимо подобрать и подходящую поверхность. Он может как натягиваться на специальную конструкцию, так и заворачиваться в рулон, а крепиться на стене либо на потолке. Самым подходящим вариантом для учебного заведения будет изделие с белой матовой поверхностью.
Итак, выбирая прибор для школы, необходимо обратить особое внимание на качество передаваемого изображения, его яркость, которое зависит от площади класса. В школах пользуются популярностью проекторы с 3LCD жидкокристаллическими матрицами, передающими отличный цвет. Формат устройства должен соответствовать параметрам 4:3. Желательны встроенные колонки.
Поинтересуйтесь наличием гарантийного обслуживания и доступностью сервисного центра. Это важно, когда возникнут проблемы, особенно с лампами, как часто случается.
Лучшие проекторы для школы
Представляем вам ТОП-5 лучших проектов для школы.