No Image

Как правильно снимать ролики

7 просмотров
16 декабря 2019

1. Снимайте на то, что у вас есть. Профессиональная или полупрофессиональная видеокамера совсем не обязательна. Нет, чем лучше видеокамера, тем лучше, конечно. Но если вы будете ждать когда у вас окажется камера типа Canon XF300 за 200 000 рублей, то может статься, что вы так никогда и не начнете снимать видео, не сделаете первый шаг к своему успеху. На самом деле для старта подойдет смартфон, фотоаппарат с возможностью видеозаписи. Желательно, чтобы разрешение устройства было не ниже HD (1280×720). Но сейчас других и не выпускают уже практически. Не забывайте, что мы снимаем для своих сайтов, ютюба, то есть для интернета вообще. А для этих целей разрешение 1280×720 более чем достаточно.

2. Снимайте не с руки, а только со штатива! Недорогой штатив стоит в пределах 1500 р. Его вам хватит за глаза. Совсем необязательно покупать профессиональный штатив за 3000 – 15000 рублей. Положите штатив в багажник и пусть он всегда ездит с вами как запаска. При съемке без штатива неизбежно некрасивое дрожание кадра. Видимое даже при наличии в видеокамере функции стабилизации.
Единственно, сложность может быть в том случае, если вы снимаете на смартфон. У них нет стандартного отверстия с резьбой для крепления на штативе. Но это не должно вас останавливать. В интернете продаются специальные переходники для крепления смартфонов разных моделей на штативы. В крайнем случае, вы можете сделать его сами. Все зависит от наличия рядом каких-либо подходящих подручных деталей, сноворки и времени. В свое время я сделал такой переходник из кабеледержателя и кусочка пористой резины.

3. Выберите такой ракурс съемки, чтобы человек, которого вы снимаете, не стоял между источником света и вами, но, наоборот, свет должен быть у вас за спиной и равномерно освещать его лицо.

4. Не мельчите. Человек должен занимать примерно половину площади кадра. Но никак не 1/3 или тем более ¼.

5. Если снимаете видеоотзыв, то располагайте клиента в центре кадра. Это не художественное фото и не видеопрезентация с ведущим и графикой в кадре. Правило «двух третей» здесь не применимо.

6. Жмите на REC заблаговременно, за пару минут до того как клиент начнет говорить свой отзыв. Скажите ему, как бы между прочим, что запись уже идет, но не торопите его начать говорить. Продолжайте заниматься подготовкой. Поправляйте штатив, ищите ракурс, разговаривайте с клиентом. Пусть он свыкнется с фактом, что все началось, но ничего при этом не изменилось – «миллионы глаз» не смотрят на него из вашего объектива. В это время скажите клиенту, что он может не бояться ошибиться, споткнуться, остановиться потому, что вы вырежете все такие места и все получится просто чудесно. Обязательно подскажите ему кратко, что вы хотели бы услышать. Потом предложите это сказать. Так клиент мягко войдет в нужное состояние. Конечно, все сказанное в этом пункте может не применяться в тех случаях, когда вы берете отзыв у профессионального шоумена, например. Но ведь такие профи дают вам отзывы не каждый день, правда? Как правило, мы работаем с обычными людьми. Такими же, как мы.

7. Когда человек говорит, благожелательно смотрите на него (не пристально, не «зырьте», а именно просто смотрите) и одобрительно кивайте в конце каждого его предложения. Это приободряет и клиент не будет часто или вообще запинаться и заикаться. А то и «войдет в раж».

8. Старайтесь не просить клиента сделать еще дубль. Если уж совсем неважно по вашему мнению получилось, то максимум один раз. Лучше уж не совсем правильно снять видео, чем испортить отношения с клиентом.

9. Старайтесь хронометраж отзывов не делать более 1 минуты. Исключение составляют ситуации, когда вам дает отзыв мастер ораторского мастерства или самородок. В остальных случаях оптимальное время отзыва 20-30 секунд.

10. Если закосячили со светом (сняли в темной комнате или против источника света), обязательно проведите последующую обработку видео на видеоредакторе. Отрегулируйте яркость и контрастность картинки.

11. Вырежьте заикания и ляпы, если клиент серьезно сбивался и «зависал». Склейку делайте только тремя способами на выбор: встык, внахлест или через короткую белую вспышку. На хронометраже до 1 минуты делайте не более 1 склейки. Лучше конечно когда вообще без склеек все гладко получилось.

12. Обязательно обработайте звук на аудиоредакторе. Как это делать, я подробно описал в статье Как пользоваться Audacity. Нормализация звука в популярном аудиоредакторе. Тихий, зашумленный, с помехами звук может свести эффект от видео на нет.

13. Не «лепите» на видео огромный водяной знак. Клиент и так должен обязательно сказать (вы об этом его заранее попросИте, см. п. 6) ЧТО и у КОГО он купил или КТО оказал ему услуги. Никто из ваших конкурентов такое видео не сворует. А огромный водяной знак «загромоздит» картинку. Делайте его примерно 2-3% от общей площади кадра и достаточно прозрачным, чтобы не «светился». И, да, разумеется не на центр экрана. Как здесь

Поместите его в нижний правый или левый угол. Вот тут, например

Если снимаете рассказ о своей фирме или сайте

Такой вид видео становится все более популярным при создании продающих сайтов. Согласитесь, внушает доверие, если вы на главной странице сайта сразу видите руководителя организации, владельца предприятия. Вы кликаете и начинает воспроизводиться видео, на котором он рассказывает вам о том какие преимущества вы получите, купив что-то у него или воспользовавшись услугами его фирмы. Пример такого видео, вы можете увидеть на этом сайте. В правом верхнем углу.

У этого вида видеосъемки есть свои особенности и снять такое видео будет более трудоемко, чем видеоотзыв. Но если знать как правильно снимать видео рассказа, то эффект от него очень хороший. Продажи могут увеличиться до 300%.

14. При съемке видео рассказа о предприятии не делайте хронометраж более 4 минут. Эта цифра тоже не аксиома, так как уменьшается с каждым годом. Стремитесь к хронометражу 2-3 минуты.

15. В любом случае – хоть при 2минутном хронометраже, хоть при 4 минутном, запомните, что картинка на экране должна меняться примерно 1 раз в 5-10 секунд. Не реже! Если нарушите это правило, то не удивляйтесь, что большинство людей не просмотрит такое видео более 30 секунд.

16. Один из простых способов изменения картинки в кадре – съемка с двух точек. Ставите два штатива с видеокамерами. Одна снимает человека в анфас, другая… нет, не в профиль ))). Примерно под 45 градусов между профилем и анфасом. При этом съемка в анфас ведется на одном расстоянии от объекта, съемка под углом – на том же или можно сделать поближе.

Съемка в анфас Съемка с угла

17. Иногда в интернете попадаются ролики, где применен вариант съемки с трех точек. Честно? Не заморачивайтесь. Эффект от такой съемки практически не отличается от съемки с двух точек.

18. Имейте в виду, что при съемке на две видеокамеры у вас обе видеокамеры должны быть одной модели. Да, неважно, что это будет – специальная видеокамера, смартфон или цифровик. Об этом я уже сказал. Важно, чтобы оба девайса были одной модели. Дело в том, что при всей декларируемой стандартизации и унификации форматов и устройств, в реальной жизни нет ни того ни другого. Два смартфона разных моделей с абсолютно одинаковыми параметрами, при одинаковом освещении снимут видео одного и того же объекта по разному. Иногда – очень по разному. На готовом ролике это выглядит нехорошо.

Читайте также:  Как правильно подключить роутер tp link

19. При съемке на две камеры звук должен сниматься на отдельный девайс одним моно или стерео микрофоном, на одно устройство. Лучше если это будет петличный микрофон. Дело в том, что когда вы будете сводить две камеры на одну видеодорожку, чередуя их, то звук то при этом должен быть как можно более одинаковым. Если при просмотре видео человека с точки анфас звук его голоса тише или громче, чем при угловой съемке – это совсем не круто.

20. Лучший девайс для подобной записи звука, из тех, что я знаю, это диктофон Zoom Next4n. Идеальное качество звука. Очень популярный в среде журналистов и интернет-бизнесменов. Поддерживает подключение внешнего микрофона-петлички. Хотя часто этого и не нужно, так как Zoom имеет собственные очень чуткие стереомикрофоны.


21. С двух точек можно снимать и с одной камеры. Как правильно снимать видео с двух точек на одну камеру? Очень просто. Для этого нужно дважды сказать то, что вы хотели донести до ваших зрителей. Вначале ставите штатив с камерой в анфас и записываете весь ролик. Затем ставьте штатив с камерой на угловой ракурс и еще раз проговорите весь текст. При этом смотреть продолжайте туда, где стояла камера первый раз, то есть прямо. Заливаете оба получившихся ролика в видеоредактор и режете, тусуете кусочки то с одной, то с другой камеры. Плюсами этой фишки является то, что вам не нужно иметь две одинаковых видеокамеры и то, что в итоге вы получаете два дубля одного и того же текста. Если вы сбились, ошиблись, заикались в одном дубле, то скорее всего в другом все будет ОК и можете оставить в ролике лучший вариант. Хотя бывают еще те чудеса. Раз делал видеозапись товарища. Сделал не один, а три дубля. Так вот, он запнулся и закашлялся трижды в одном и том же месте во всех трех дублях. Я был в шоке. Но это у меня в жизни был такой единственный случай. Вряд ли он у вас повторится.

22. Некоторые люди как только видят камеру, забывают все, что хотели и могли сказать. Начинается «а-а-а-а», «э-э-э-э», куча слов-паразитов. Не нужно этому удивляться. Для того, чтобы говорить в объектив легко и непринужденно нужен огромный опыт. Самородки есть, но редки. На то и самородки. Выход есть. Используйте суфлера. Самый простой вариант – на листе формата А4 фломастером наметьте план рассказал и держите этот лист сразу за камерой. Так чтобы смотреть на него, но не было видно, что вы считываете подсказки. Вариант посложней, но являющийся спасением для большинства – электронный суфлер. Тоже ничего сложного. Ставите на ноутбук программу ICE BOOK READER PROFESSIONAL. Открываете ее, открываете в ней нужный текст и пускаете его в виде прокручивающегося текста. Скорость прокрутки регулируется. Подберите наиболее удобную для вас. Поставьте ноутбук за видеокамерой так, чтобы она не закрывала часть экрана. Вот и все. Можете запускать прокручивание текста, жать REC на камере и спокойно проговаривать весь текст. Конечно, если будете его просто читать, без эмоций и монотонно – это не круто. Это провал. Потренируйтесь прочесть этот текст вначале один два раза хотя бы. Так, чтобы зажигало.

23. Если поставите ноутбук сразу за камерой – очень может быть, что будет видно, что ваши зрачки двигаются слева направо, считывая текст. Чтобы этого избежать, поставьте ноутбук не сразу за камерой, а метр-полтора за ней. Сделайте покрупнее текст на экране. Отрегулируйте скорость прокрутки. При таком расположении зрачки, при считывании текста, будут перемещаться на такой маленький угол, что это будет совершенно незаметно.

Ну вот и все. Если вам известны еще фишки, приемы и способы – напишите в комментарий. А так вы теперь знаете, как правильно снимать видео отзывов или рекламного рассказа. Применяйте и получайте результаты.

Первый танец молодых или выпускной ребенка, достопримечательности в отпуске или парад на 9 мая — наверняка вы замечали, что в жизни эти события выглядят гораздо красивее и интереснее, чем на вашей видеозаписи. Почему так получается?

Всё просто: если человеку дали кисть и краски, это ещё не делает его художником, а если скальпель — хирургом. Точно так же наличие камеры или телефона с камерой не делает человека видеооператором. Если вы хотите сохранить впечатления и эмоции в видеоролике максимально яркими и сделать его просмотр увлекательным, вам нужно прежде научиться правильно снимать видео. Готовы? Тогда мотор!

✔ Совет № 1: не начинайте с покупки камеры

Многие ошибочно думают, что если купить дорогую камеру, то это автоматически поможет снимать лучше. Известные фотографы и видеографы не раз опровергали это заблуждение, снимая отличные кадры и ролики на простейшие мыльницы или телефон. Денег потратите кучу, а принципиально качественнее не снимете.

Для начала поэкспериментируйте на кошечках — телефоне, бюджетной или подержанной камере, чтобы освоить правила композиции, работы со светом и звуком. Так вы опытным путем поймете, какие функции важны именно для того типа роликов, которые вы снимаете, а главное — нравится ли вам вообще снимать😉

Камера в руках ещё не делает человека оператором.

✔ Совет № 2: Держите камеру (телефон) правильно

Одна из главных проблем видео, снятых новичками — трясущееся или дергающееся изображение. Профессионалы для стабилизации картинки пользуются штативами, рельсами и тележками. Штатив — простое, доступное устройство и для любителя, в идеале снимать с него. Но даже если он у вас есть, то не всегда с собой. На этот случай есть неписанные правила видеосъемки, выработанные годами практики и опыта мастеров.

Поставьте камеру или телефон на твёрдую поверхность. Можно сесть за стол и опереться на него локтями, но такая возможность тоже есть не всегда. Чаще съемку приходится вести стоя. Когда человек снимает на ходу, камера в его руках начинает дрожать, вибрировать, наклоняться и т.д.

Держите фотоаппарат правильно, и ваше тело сможет выполнить основные функции штатива — жесткой конструкции, исключающей колебания и дрожание камеры.

Держите камеру правильно — не на вытянутой руке, глядя в откидной экран, а двумя руками, уперев локти в живот и смотря в видоискатель. Такая конструкция обеспечивает жесткость положения, а с ней и стабильность изображения. Ноги для повышения устойчивости можно расставить на ширину плеч.

📹Если нужно получить еще более качественную съемку, есть простой прием: помимо камеры возьмите в руки какую-нибудь сумку. Пусть она висит под камерой на большом пальце одной из рук. Это утяжелит всю конструкцию «руки-камера» и существенно сгладит случайные подрагивания рук. Главное, выберите утяжеление по силам — полный пакет еды из супермаркета вы вряд ли долго удержите на одном пальце.

✔ Совет № 3: Если видео постановочное — напишите сценарий

Хотите снять бодрое видео на YouTube? Начните со сценария! Только кажется, будто ваш герой знает, что он будет говорить и делать в кадре. При съемке начнётся мычание, эканье, слова-паразиты, неловкие паузы, бегающий взгляд. Человек может машинально начать делать странные жесты руками, что-то мять, теребить. Всё это вряд ли будет красиво выглядеть в записи, поэтому вам и нужен сценарий.

Лучше сначала собрать всю необходимую информацию, а затем отредактировать текст и разбить его на смысловые части, чтобы снимать было удобнее. Важно говорить на одном языке с аудиторией, поскольку ролик всегда создается для зрителя. Обязательно прочитайте текст перед съемкой. Иногда в письменном виде он выглядит нормально, но при проговаривании вслух дается тяжело.

Без сценария снять по-настоящему качественное видео практически невозможно. Лучшая импровизация, как известно, — та, что заранее подготовлена 😉

Пишите словами, которые легко читать и слушать, начинайте предложения с подлежащего и сказуемого. После прочтения упростите слова и предложения, на которых вы спотыкались. Учитывайте мельчайшие нюансы. Скажем, если герой картавит или не выговаривает «л», лучше минимизировать количество проблемных для него слов.

Ещё одна частая проблема — боязнь камеры. Без съемки человек ведет себя свободно и органично, а перед объективом замыкается. Решение — практика и опыт. Со временем мы привыкаем и перестаем реагировать на камеру. Расслабьте героя видео. Снимите несколько «мусорных» дублей, пока он зажат. Когда успокоится, перестанет наигрывать и станет самим собой — приступайте к съемке оригинала.

✔ Совет №4: Не снимайте всё подряд

Афоризм о сестре Таланта — Краткости справедлив и для видео. Чем короче будет ваш ролик, тем больше шансов, что его досмотрят до конца. Стремитесь к хронометражу в 2-3 минуты. И помните, что любое действие в кадре смотрится живо и воспринимается лучше, чем неподвижно стоящий человек . Главное не совершать распространенную ошибку новичков, которые подолгу ходят с включенной камерой, переводя ее с объекта на объект. Особенно печально результат выглядит при злоупотреблении зумом.

Меняйте планы, снимайте кусками, делайте паузы. Снять больше — не значит снять лучше.

Обратите внимание, что в кино и телепередачах кадр сменяется примерно каждые 5 секунд — таковы особенности восприятия картинки человеческим глазом, для которого эта частота оптимальна. Затяжные кадры придется резать при монтаже, менять планы и ракурсы, вставлять перебивки, чтобы фильм смотрелся. Чтобы избежать трудностей постобработки, лучше менять свое положение и ракурс съемки, снимать отдельными фрагментами, а не сплошняком, чередовать общие, средние и крупные планы, делайте паузы.

Читайте также:  Как поменять обои в яндексе

Совет №5: Распределяйте пространство в кадре правильно

Если вы только начинаете снимать, то придерживайтесь правила третей — упрощенной версии классического правила золотого сечения. В этом случае кадр разбивается на 9 частей (3 по горизонтали и 3 по вертикали), а ключевые объекты располагаются по линиям сечения или их перекрестьям. Если объект движется, то оставляйте побольше пространства в направлении его движения.

Немного пустого пространства вообще нужно оставлять всегда, ведь объект съемки может поменять позу, выпрямиться или привстать. Если снимаете детей, собаку или кошку — снизойдите до их уровня, присев. Иначе когда они подбегут к вам поближе, в кадре окажется затылок или спина, а это не самый удачный ракурс. Следите за задним планом, чтобы фонари, деревья или трубы не торчали из головы героя в кадре.

✔ Совет №6: Ищите истории и героев — ваши сюжеты должны рождать картинку

Если у вас не просто интервью или речь, а что-то вроде фильма, законченная история, постройте сюжетную линию — опишите каждую сцену и набросайте схему ключевых кадров. Важно, чтобы текст визуализировался. Если при прочтении картинка у вас в голове не возникает, значит сценарий получился так себе. Постарайтесь определить для себя, какие чувства и эмоции должен ощутить зритель от ролика в целом и конкретной сцены — это поможет выстроить её правильно.

Черпайте вдохновение повсюду. Учитесь мыслить шире, за кадром. Прозвучит банально, но для этого достаточно жить с открытыми глазами и ушами. Когда сидите в кафе, едете в транспорте — слушайте и наблюдайте людей. Если вы никуда не выходите, то вдохновляйтесь хотя бы с помощью новостных репортажей.

Герои вокруг нас. Главное увидеть их. И сразу снять😊

Имейте в виду, что при работе над сценарием в голову сначала приходит то, что на поверхности, что уже миллион раз снимали до вас. Если хотите правильно снимать видео на Ютуб и другие популярные хостинги, то не ленитесь думать и экспериментировать. Отшлифуйте свою идею и сделайте действительно оригинальный ролик.

✔ Совет №7: Учитывайте освещение

Свет определяет атмосферу и настроение ролика. Естественный дневной свет сделает видеоролик жизнерадостным и лёгким. Максимально мягко и без резких контрастов теней свет рассеивается до полудня и после 16 часов. При съемке в помещении не ставьте модель спиной к окну. Свет должен быть у вас за спиной и равномерно освещать объект. Если снимаете человека, то он перед вами, а за вашей спиной — источник света, равномерно освещающий его. Например, то же окно.

В отличие от фото, на видео сложно исправить неверно выставленный баланс белого. Уделите этому особое внимание.

Установка баланса белого компенсирует влияние источников света на цветопередачу. Например при освещении лампой накаливания цвета могут уйти в желтый, при освещении лампой дневного света — в синий. Резкие переходы, например с солнца в тень, тоже могут вызвать нарушения цветопередачи — камера не успевает быстро среагировать на изменившееся освещение.

✔ Совет №8: Используйте для монтажа видеоредактор

После съемки работа не заканчивается — впереди монтаж. Вам потребуется стабилизировать изображение, кое-где обрезать кадр, что-то вырезать и склеить. Тихий, с помехами и шумами звук может испортить всё впечатление от видео — его лучше предварительно обработать. Следите, чтобы после замены звука на чистый не было рассинхронизации картинки с аудиодорожкой. Важна и графическая составляющая: подписи, обложки, тексты и т.д., которые лучше делать в едином стиле.

Снять ролик без монтажа способны единицы — либо гении, либо супер-профессионалы. Если хотите снимать — сразу осваивайте программы для обработки.

В общем, если вы всерьёз настроены заниматься съемкой видео, то вам не обойтись без специальной программы. Помимо перечисленных базовых функций в приличных видеоредакторах можно стабилизировать изображение, избавившись от дрожи, заменить фон при съемке с хромакеем, улучшить общее качество картинки, наложить на видео различные эффекты, сохранить получившийся результат в разных форматах — для просмотра через телевизор, на телефоне или для загрузки в соцсети. Но о том, как научиться монтировать видео, мы поговорим в другой раз — это тема для большой отдельной статьи.

✔ Совет №9: О съемке на телефон — короткой строкой

С тем, как правильно снимать видео на камеру, мы разобрались. Теперь пробежимся по основным нюансам мобильной съемки. Не снимайте на телефон видео в вертикальной ориентации. Не забывайте протирать объектив перед началом съемки и проверять наличие свободной памяти. Основное назначение телефона — вообще не съемка видео. Если хотите прилично снимать с помощью его камеры — используйте специальные приложения, где можно настроить дополнительные параметры съемки: частоту кадров, аудиокодеки, ручное управление фокусом и экспозицией, баланс белого и т.д.

Помимо компактности, мобильности легкости и наличия под рукой у телефона практически нет преимуществ перед нормальной камерой. Однако слегка подзаморочившись можно и на телефон снять достойный ролик.

Цифровой zoom, используемый во многих смартфонах, мало отличается от простого масштабирования. Это приводит к появлению шумов и пикселизации на картинке. Полезнее просто подойти ближе к объекту съемки. Мобильные вспышки пока далеки от идеала. Дополнительный источник света лучше, даже если это фонарик другого телефона. Главное не снимать против света.

Рассчитывать на хороший звук со встроенным микрофоном тоже не приходится. Если качество аудиодорожки для вас важно — обзаведитесь внешним микрофоном. Если снять неплохое видео на телефон еще можно, то качественно смонтировать его в мобильном видеоредакторе получится вряд ли. Чтобы не усугублять ситуацию, монтажом лучше заниматься на компьютере.

✔ Совет №10: Снимайте!

Если вы годами будете ждать хорошей погоды, крутой камеры или интересного сюжета, то так никогда ничего и не снимете. Навык и мастерство приходят вместе с опытом. Возможно, первый ролик выйдет так себе, но десятый точно будет выглядеть лучше. Просто ради интереса предложите знакомым сравнить ваше сотое видео с первым — они подумают, что их точно снимали и монтировали два разных человека. Один — неловкий неумеха, а второй уже вполне может браться за заказы на видеосъемку.

Если вам понравилась статья, а советы оказались полезными — поделитесь ей с друзьями и знакомыми. Возможно, им тоже будет это интересно. Для этого достаточно нажать на одну из кнопок ниже.

Чтобы попробовать себя в мире видеосъемки, вам понадобится не только камера и микрофон. Рассказываем об основных принципах кадрирования, освещения и других аспектах хорошего ролика

  • 9 марта 12650
  • Роман Сорокин

Популярное

Как это снято: «Девчата»

Как это снято: «Сонная Лощина»

«В рынок контента вваливаются огромные деньги»: разговор о телевидении в 15 цитатах

«Дракула Брэма Стокера»: создание эффектов без компьютерной графики

Истории с продолжением: 10 сиквелов, ждать которых нам пришлось много лет

Чтобы научиться профессионально снимать видео, не обязательно поступать на операторский факультет ВГИКа. В интернете можно легко найти множество краткосрочных курсов, где вас научат, как снимать видео, но ведь тысячи успешных видеоблогеров не получали специализированного образования.

Сейчас вы можете попробовать себя в роли видеооператора, вооружившись самым дешевым смартфоном с приемлемой камерой: нужно хотя бы в общих чертах представлять основные принципы съемки.


Фото: William Bayreuther

Не имеет значения, с какого формата видео вы решили начать — будь то любительское видео детского утренника, интервью об истории семьи с вашим дедушкой или бьюти-влог о правильном маникюре — следующие универсальные советы, основанные на опыте практикующих операторов, помогут правильно организовать съемочный процесс и избежать самых распространенных ошибок, которые могут свести на нет все ваши старания.

Подготовка

Любое видео начинается с идеи. Даже если вы еще не представляете, как правильно снимать видео — саму его идею вы должны представлять максимально четко. Любой ролик, даже если он не подразумевает участия живых персонажей — это, прежде всего, интересно рассказанная история. Нужно не только понимать, что вы хотите рассказать, но и кому вы это рассказываете.

Читайте также:  Как выйти из x16 в тень чернобыля


Фото: Hunter Moranville

Даже самая лучшая идея должна быть оформлена в сценарий. В случае небольшого любительского проекта необязательно расписывать все сцены и диалоги с хронометражом, порой достаточно просто держать в голове цельный план съемок. Но если речь идет о более серьезных проектах, ориентированных на массовую аудиторию — без этого не обойтись.
Снимаете видеоблог — заранее напишите свою речь, структурируйте ее по пунктам и проговорите перед записью вслух. Это позволит избежать лишних пауз во время записи, «поймать» и переписать сложно выговариваемые моменты и фразы, затрудняющие восприятие.

Техника

Если вы хотите добиться кинематографического эффекта, повысить профессиональность своего видеоматериала — задумайтесь о покупке цифровой видеокамеры или зеркального фотоаппарата. Не стоит экономить на объективах — они открывают огромное поле для экспериментов. Хороший портретник освежит ваше видео эффектом «боке», а телевик с мощным зумом позволит снять резвящихся львов в саванне без риска для себя. Даже самая лучшая техника не научит вас, как снимать видео, но с качественным инструментом обучение будет проходить намного быстрее и приятнее.


Фото: Kal Visuals

В минимальный набор для качественной съемки также входят хороший штатив с видеоголовкой и качественный микрофон. Перед каждой съемкой проверяйте свободное место на карте памяти и заряд аккумуляторов — нет ничего обиднее, чем оказаться с полностью разряженной камерой посреди съемочного дня.

Локация

Не всякий съемочный бюджет позволяет построить отдельные декорации для каждой сцены или арендовать подходящий павильон, но это вовсе не главное — можно прекрасно обойтись и без них. Ответственно отнеситесь к подбору локации, и она позволит реализовать любую вашу идею.

Кадр должен быть лаконичным и нести только полезную информацию. Если вы снимаете в помещении и у вас есть время на подготовку — уберите все ненужное из кадра, подвиньте или переставьте предметы, мешающие восприятию основной идеи. Умывающаяся на заднем плане кошка может легко затмить собой главного героя, а неуместная пальма, выглядывающая из-за его головы, оживит прическу и превратит серьезное интервью в комедию.


Фото: Bertrand Bouchez

Хромакей и последующая грамотная постобработка позволяют перенести героя в любую нужную вам локацию. Но даже самая качественная компьютерная графика и цветокоррекция оставят ощущение искусственности и нереалистичности происходящего на экране — поэтому злоупотреблять этим приемом не следует.

Ракурс и кадрирование

Выбор ракурса съемки и обозначение границ кадра — это важнейший элемент подготовки. Именно на этом этапе вы выбираете, как зритель увидит вашу историю. Правильно подобранный ракурс сфокусирует внимание на важных деталях, а четкое кадрирование создаст границу восприятия вашей режиссерской задумки.

В большинстве случаев при съемке живого персонажа стоит поместить камеру на уровень его глаз. Такой ракурс максимально близок к привычному визуальному восприятию и помогает «стереть» границу телеэкрана.


Фото: Kees Streefkerk

Никто не мешает вам экспериментировать даже в традиционных форматах. Попробуйте снять персонажа с необычных углов, взять сверхкрупный план и сделать какую-то неожиданную перебивку. Погрузите зрителя в центр событий, покажите ему ракурсы, которые он никогда не увидит в обычной жизни — это поможет оживить видеоряд и не дать заскучать во время длинного монолога.

Оставляйте достаточно «воздуха» вокруг ваших персонажей, особенно над головой. У людей есть «дурная» привычка двигаться в кадре, менять положение тела, и персонаж может внезапно вылезти за границы тщательно выверенного кадра и превратиться во «всадника без головы».

Даже самые светосильные объективы не могут передать картинку так, как ее видит человеческий глаз, поэтому для съемки качественного видео чаще всего требуются дополнительные источники освещения. «Затемнение» кадра применяется в редких случаях, когда автор хочет достичь особого драматургического и художественного эффекта, но чаще всего зритель хочет видеть, что происходит на экране, а для этого нужно много света.

Помните, освещение — это еще один полноценный персонаж вашего видео. Грамотное использование светлых акцентов и теней позволит акцентировать внимание на важных деталях и скрыть второстепенные. При съемках интервью попробуйте затемнить задний фон и высветлить персонажа на переднем плане — вы сразу увидите, как благотворно это повлияет на качество видео.


Фото: Сhristian Smith

Необязательно тратиться на дорогостоящие софиты и кинопрожекторы. Для начала вполне можно ограничиться круглым отражателем и парой немерцающих светодиодных ламп. Не забывайте про солнце — самый бюджетный и естественный осветительный прибор. Оно дает мягкий естественный рассеянный свет, идеальный для качественного кадра.

При съемках на природе не старайтесь поставить вашего персонажа в луч солнечного света — лучше поместить его в тень и подсветить с помощью фольгированного отражателя. С искусственным светом работать гораздо сложнее — он дает более резкие тени, чересчур яркие блики и требует к себе куда большего внимания. Учтите — искусственный свет с потолка создаст синеватые тени под глазами героев, так что они всегда будут выглядеть не выспавшимися и уставшими от жизни.


Фото: Bertrand Bouchez

Главное правило — никогда не снимайте против света! Такой прием годится только для оперативных съемок засекреченных свидетелей, где их лицо скрыто в тени.

Движение

Статичный видеоряд быстро утомляет зрителя. Это не значит, что ваша камера должна непрестанно двигаться и менять ракурсы, но даже самые строгие форматы, вроде видеовизитки или интервью с первым лицом компании можно оживить с помощью перемещения камеры. Чем больше движения в кадре, тем более «киношным» выглядит ваше видео. Для этого вовсе не обязательно покупать дорогие слайдеры или видеокраны — отыграть эффект движения или плавного зума можно с помощью программ видеомонтажа — стоит только заранее снимать кадр чуть пошире, чтобы потом можно было использовать это пространство для разных эффектов.


Фото: Сlem Onojeghuo

И помните — руки всегда дрожат. Не дрожит только штатив. Если вы хотите снимать динамичные сцены со свободным движением камеры — приобретите стедикам. «Дрожащую» камеру можно использовать как художественный прием, как это делал Стивен Спилберг в «Спасти рядового Райана», но в большинстве случаев делать так строго не рекомендуется, если только вы не хотите вызвать у своих зрителей эпилептический припадок.

Подавляющее большинство современных видеокамер, зеркальных фотоаппаратов и мобильных телефонов оснащены микрофонами для записи звука. Но неспециализированная техника дает в итоге непрофессиональный результат. Вместо четкого и громкого голоса персонажа вы получите шум машин за окном, мяуканье кошки с кухни и шуршание одежды.


Фото: Сolton Sturgeon

Эта проблема решается относительно легко — используйте микрофоны-петлички. Если на видеокамере нет специального входа под внешний микрофон — пишите звук отдельно на аудиорекордер, диктофон или смартфон. Чтобы синхронизировать звук и видеоряд на монтаже, просто попросите героя в кадре хлопнуть в ладоши перед записью новой сцены.

Музыка


Фото: Avel Chuklanov

Вторая немаловажная составляющая вашего звука — это музыкальное сопровождение. Во время монтажа визуализируйте звуковую дорожку и делайте склейки в тех местах, где музыка меняет темп или переходит от фрагмента к фрагменту — это сделает ролик более ритмичным и добавит ему гармонии.

Монтаж

Ни одно качественное видео не снимается одним планом с первого дубля. Даже самые талантливые и интересные съемки без качественного монтажа и постобработки будут выглядеть дешево и непрофессионально. Современные программы вроде Adobe Premiere или Sony Vegas не так уж сложны в освоении, к тому же на том же YouTube можно найти массу обучающих видео, разжевывающих основы видеомонтажа. Лицензионные версии программ именитых брендов весьма дороги, но, например, бесплатная версия DaVinci Resolve почти не уступает платной по функционалу.


Фото: Jakob Owens

Помните, что хороший монтаж начинается на этапе операторской работы — во время съемки думайте наперед и снимайте с прицелом на то, как будете потом компоновать свой материал. Не ленитесь снимать больше перебивок, пейзажей и крупных планов — их продуманное включение в основные сцены позволит значительно оживить ваше видео.

И самое важное правило для начинающих операторов — как только вы закончили съемку сцены, подождите еще пять секунд, прежде чем выключить запись — это здорово поможет вам на монтаже.

Практика


Фото: Vanilla Bear Films

Лучший способ стать хорошим оператором — это постоянная практика. Снимать нужно много и в разных форматах. Но не ограничивайтесь только практической работой, смотрите больше кино, качественной рекламы, репортажей, роликов на YouTube — подмечайте приемы операторской работы и принципы монтажа. Постарайтесь разложить каждое видео на отдельные сцены и понять, как они реализованы технически. Такой опыт позволит подсмотреть удачные приемы и поможет значительно улучшить свои навыки видеосъемки.

Обложка: Сhris Hartung

“>

Комментировать
7 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector