Создание мультфильмов — достаточно сложный и кропотливый процесс, который сейчас значительно упростился благодаря компьютерным технологиям. Существует множество ПО, позволяющего создавать анимацию разного уровня сложности. Отдельные решения предназначены именно для начинающих юзеров, но многий подобный софт ориентирован именно на профессиональную мультипликацию. В рамках сегодняшней статьи мы бы хотели поговорить о трех программах, позволяющих реализовать поставленную задачу.
Создаем анимацию на компьютере
Выбор подходящего программного обеспечения — один из самых важных аспектов во время начала своего становления в сфере анимации, ведь решений действительно очень много, и каждое из них предоставляет пользователям совершенно разный набор инструментов и функций. Например, Moho ориентирована на создание простого 2D-мультфильма, а вот Autodesk Maya позволяет создать трехмерного персонажа, организовать реалистичную сцену и настроить физику. Из-за этого рекомендуется сначала ознакомиться с инструментами, а потом уже выбирать оптимальный.
Способ 1: Toon Boom Harmony
Toon Boom Harmony — одна из самых популярных программ для покадровой анимации. Ее преимущество заключается в том, что она достаточно просто осваивается начинающими пользователями, а также предоставляет целый комплекс дополнительных модулей, позволяющий вести производство подобных проектов. Сегодня мы остановимся именно на этой сборке и разберем простой пример создания мультфильма.
- Рассмотрим процесс создания покадровой анимации. Запускаем программу и первое, что мы делаем для того чтобы нарисовать мультик, – создаем сцену, где и будет происходить действие.
После создания сцены у нас автоматически появляется один слой. Назовем его «Background» и создадим фон. Инструментом «Rectangle» рисуем прямоугольник, который немного выходит за края сцены, и с помощью «Paint» делаем заливку белым цветом.
Если вы не можете найти палитру цветов, справа отыщите сектор «Colour» и разверните закладку «Palettes».
Теперь создадим еще один слой и назовем его «Sketch». На нем отметим траекторию прыжка мячика и примерное положение мяча для каждого кадра. Желательно все отметки делать разными цветами, так как с таким эскизом гораздо легче создавать мультики. Точно так же, как и фон, растягиваем эскиз на 24 кадра.
Создадим новый слой «Ground» и нарисуем землю кистью или карандашом. Опять же растягиваем слой на 24 кадра.
Наконец приступаем к рисованию мячика. Создаем слой «Ball» и выделяем первый кадр, в котором и рисуем мячик. Далее переходим на второй кадр, и на этом же слое рисуем еще один мячик. Таким образом рисуем положение мяча для каждого кадра.
Во время раскрашивания рисунка кистью программа следит, чтобы не было выступов за контур.
На этом урок окончен. Мы показали вам простейшие возможности Toon Boom Harmony. Изучайте программу дальше, и со временем ваши работы станут гораздо интереснее.
Способ 2: Moho
Moho (ранее Anime Studio Pro) — одна из самых популярных программ, позволяющих создавать двухмерную анимацию даже начинающим пользователям. Инструментарий здесь реализован таким образом, чтобы профессионалы и новички чувствовали себя комфортно во время творческого процесса. Данное обеспечение распространяется платно, однако пробной версии будет достаточно для того, чтобы освоить все функции и разобраться, как все же делать анимацию в Moho.
Мы предлагаем ознакомиться с небольшой инструкцией, демонстрирующей самый простой метод анимирования, на примере одного персонажа из готовых шаблонов. Все действия выглядят следующим образом:
- После регистрации и установки Moho создайте новый проект через меню «File», а также включите вид для начинающих, чтобы было проще ознакомиться со всеми присутствующими возможностями.
На панели справа вы видите отдельную кнопку, отвечающую за добавление слоя. Через нее можно вставить в проект изображение, музыку или любой другой объект. Давайте добавим простой фон.
При выборе слоя «Image» откроется дополнительное окно, где сначала придется выбрать файл, указать его размеры в пикселях и нажать на кнопку «Create». Moho поддерживает все популярные форматы картинок, а также позволит в дальнейшем подогнать их расширение.
После добавления фона вы увидите, что он стал отображать в качестве самого нижнего слоя. Используйте инструмент перемещения, чтобы настроить размер и расположение изображения.
Щелкните на кнопку со значком человека, если хотите добавить готового персонажа из библиотеки. В противном случае придется создавать фигуру самостоятельно, прорисовывая каждую двигающуюся кость и назначая зависимости, на что уйдет немало времени. Мы не станем сегодня рассказывать об этом, а лишь будем использовать самый простой пример.
В редакторе персонажа у вас появляется выбор настроек пропорций его тела, ног и рук с помощью передвижения соответствующих ползунков. Все изменения будут сразу же отображены на экране предпросмотра справа.
Помимо этого, вы можете выбрать другого готового персонажа, перемещаться по вкладкам с конфигурацией лица, одежды и движений, а также есть еще один ползунок, позволяющий просмотреть все виды персонажа. Обратите внимание и на кнопку «Export all views». Если воле нее стоит галочка, значит в проект будет добавлен персонаж с возможностью изменения вида его отображения.
По окончании добавления фигуры на рабочее пространство используйте инструмент работы со слоем, чтобы переместить ее, изменить размер или угол расположения.
Затем посмотрите на панель со слоями. Каждый вид персонажа выделен отдельной строкой. Активируйте один из видов, чтобы работать с персонажем в определенном положении. Например, на скриншоте ниже вы видите вид 3/4.
После выбора слоя на панели слева появится инструмент, отвечающий за перемещение костей. Он позволяет выбрать одну из добавленных костей, чтобы переместить ее. Именно это и создает эффект анимации — вы просто выделяете, например, руку, перемещаете ее в определенное положение, затем берете ногу или шею, создавая эффект ходьбы или прыжка.
Все перемещения нужно фиксировать на таймлайне, чтобы при воспроизведении получилась красивая анимация. Поскольку был включен режим для начинающих, внизу уже прописано несколько ключей (точек анимации), которые в совокупности создают шаги добавленной фигуры. Вы можете удалить их, чтобы создать свой проект с нуля.
Выберите фигуру, переместитесь на определенный кадр, например, 15, потом переместите кости в нужное положение, пытаясь повторить какое-либо движение. Затем будет создан ключ (он отобразится в виде точки). Переместите ползунок далее, например, на 24 кадр, создайте новые изменения фигуры. Повторяйте такие шаги до тех пор, пока анимация не будет завершена.
По завершении анимирования всех фигур и предметов переходите к экспорту проекта через меню «File».
Выберите кадры, которые будут захвачены, укажите формат и качество, задайте название и папку для экспорта, щелкните на «ОК». Обратите внимание, что в демонстрационной версии отсутствует возможность сохранять готовый проект.
Выше мы привели пример создания простой анимации в программном обеспечении Moho. Не стоит воспринимать это руководство как полноценный урок, позволяющий освоить функциональность этого софта. Мы лишь хотели продемонстрировать общие возможности ПО, чтобы вы могли понять, стоит ли рассматривать его как главный инструмент для обучения профессиональному или любительскому анимированию. Конечно, мы не упомянули множество полезных возможностей и моментов, но на разбор всего этого уйдет немало времени, к тому же все уже давным-давно показано в текстовых или видеоуроках, доступных бесплатно на просторах интернета.
Способ 3: Autodesk Maya
Мы поставили способ с Autodesk Maya на последнее место, поскольку функциональность этого приложения сосредоточена именно на профессиональном моделировании и анимировании. Поэтому любителям и тем, кто хочет просто один раз создать свой мультик, это обеспечение не подойдет — слишком много времени и сил потребуется на то, чтобы понять, как здесь работать с проектами. Однако мы бы хотели рассказать об основном принципе создания анимации для тех, кто хочет в дальнейшем всерьез заняться этим делом.
Начать следует с того, что в Autodesk Maya имеется пробная версия сроком на тридцать дней. Перед скачиванием вы создаете аккаунт через электронную почту, куда и осуществляется привязка обеспечения. Во время установки будет предложено добавить дополнительные компоненты, а занимают они немало места на компьютере. Из-за чего мы сначала рекомендуем детально изучить работу этих инструментов, а уже потом переходить к их инсталляции. Сейчас же мы возьмем основную рабочую среду Maya и продемонстрируем пример анимации:
- После первого запуска обеспечения, соответственно, придется создать новую сцену через меню «File».
Теперь давайте пройдемся по основным элементам пространства. Вверху вы видите панель с различными вкладками, отвечающими за добавление фигур, их редактирование, скульптинг, рендеринг и анимацию. Все это пригодится во время создания своей сцены. Слева отображаются основные инструменты управления объектами. Посередине располагается сама сцена, на которой и происходят все основные действия. Внизу расположился таймлайн с раскадровкой, где и отмечаются ключи анимации.
Перед началом анимирования мы настоятельно рекомендуем изменить стандартную настройку. Нажмите на указанную ниже кнопку и укажите для «Playback speed» значение «24 fps x 1». Данное действие потребуется сделать, чтобы обеспечить плавность передвигающихся элементов, поскольку по умолчанию движок будет выдавать максимально возможное количество кадров в секунду.
Сейчас мы не будем затрагивать моделинг и скульптинг, так как тематика статьи не располагает этому, а также изучать это лучше с помощью полноценных профессиональных курсов, где объясняют все тонкости подобной работы. Поэтому давайте сразу возьмем абстрактную сцену и займемся простым анимированием передвижения мяча. Поставьте бегунок на начальный кадр, выберите мяч инструментом для передвижения и включите функцию автоматического проставления ключей (после осуществления перемещения позиция сразу будет сохранена).
Переместите ползунок на определенное количество кадров, а затем немного перетащите мяч, кликнув на необходимую ось (X, Y, Z).
Выполняйте такие же действия со всеми остальными элементами до тех пор, пока вся сцена не будет завершена. В случае с мячом не стоит забывать и о том, что он должен вращаться по своей оси. Это делается с помощью соседнего инструмента на панели слева.
Далее переместитесь во вкладку «Rendering» и задайте свет, задействовав лампу или, например, солнце. Настраивается освящение в соответствии с самой сценой. Об этом тоже говорится на профессиональных курсах, поскольку от построения света зависит падение теней и общее восприятие картины.
По окончании анимирования раскройте «Windows», выберите раздел «Workspaces» и перейдите в окно рендеринга.
В данной рабочей среде настраивается внешний вид сцены, обрабатываются текстуры, внешняя среда и осуществляются завершающие настройки света. Каждый параметр здесь выбирается индивидуально под запросы пользователя и сложности сцены.
Как закончите рендер, переходите в режим экспорта через меню «File».
Сохраните проект в нужном месте и удобном формате.
Повторимся, что в рамках сегодняшнего материала мы лишь хотели продемонстрировать общую картину работы любительских и профессиональных решений для создания мультфильмов. Конечно, многие аспекты были упущены, поскольку детальное ознакомление со всеми функциями заняло бы слишком много времени, да и не всем это нужно. Взамен мы предлагаем ознакомиться с уроками от самих разработчиков софта, с помощью которых можно пройти путь обучения работы с такими сложными инструментами. Всю необходимую информацию вы найдете в материалах по следующим ссылкам.
Выше вы были ознакомлены только с тремя доступными вариантами, которые позволяют создавать мультфильмы разного уровня сложности. На просторах интернета присутствует еще множество подобного ПО, предоставляющего разный набор функций и инструментов. Другой наш автор в отдельной статье создал список из лучших представителей такого софта. Кроме того, существуют и онлайн-сервисы, предназначенные специально для анимирования. С ними вы тоже можете ознакомиться, перейдя по указанной ниже ссылке.
Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.
Подборка программ для создания анимации позволит ознакомиться с приложениями для работ по производству мультфильмов, как отдельных кадров, так и полностью завершенных историй, в режиме 2D и 3D, а также GIF с применением фильтров и спецэффектов. С их помощью можно рисовать на экране образы персонажей или сделать мультик из готового видео. Утилиты имеют богатый функционал, доступное управление с подсказками, которое будет понятно как профессиональному, так и начинающему пользователю. Топ программ для рисования анимации представлены в произвольном порядке для общего ознакомления.
Лучшие программы для рисования анимации
Easy GIF Animator
Принцип работы приложения – производство слайд-шоу GIF-формата, видео, в стиле анимации. Интерфейс рассчитан на мастеров в мультипликационной сфере, так как имеет необходимые функции для ручного создания, и на новичков – пошаговые инструкции, понятное руководство на уровне логики. Изображения различных форматов можно обрабатывать, накладывать эффекты, фильтры, надписи. Это можно делать как самостоятельно, так и в автоматическом режиме.
В приложении имеется виртуальный помощник, который подскажет, как использовать фильтры и переходы. Функционал обработки изображений и графики расширен, готовое произведение можно конвертировать в другой формат. HTML-код анимации генерируется и напрямую загружается в Интернет. Готовую работу можно просмотреть в браузере.
Toon Boom Harmony
С помощью утилиты можно создать качественные мультфильмы в формате 2D. Одно из достоинств – нарисованный образ можно разбить на точки и анимировать до конца. Harmony позволяет работать над одним проектом нескольким людям через сетевую связь благодаря набору профессиональных функций.
Функционал дополнен инструментами для работы со звуковыми эффектами – синхронизация происходящего в кадре с речью, музыкой. Двухмерные детали можно преобразовывать в трехмерные, имеются готовые алгоритмы для создания мультиков. Готовые работы можно пополнить стандартным набором персонажей приложения, сохранить проект в высоком качестве. Художник создает сюжетную линию, добавляет спецэффекты по желанию.
Для начинающих подготовлены различные видео-уроки, широкий набор подсказок и документации по обучению, набор утилит в качестве дополнения, связь с форумами. Интерфейс на английском, но есть возможность русификации.
Synfig Studio
Synfig Studio – бесплатная утилита, которую можно скачать на компьютер. При создании мультипликации применяется расширение до формата GIF или MNG. В режиме онлайн художник рисует векторные мультики, сглаживает движения, настраивает яркость в двумерном виде. Для покадровой анимации доступна регуляция промежуточных кадров.
Панель управления настраивается пользователем по своему предпочтению, содержит свойства, фильтры, градиенты и слои. Интерфейс простой, полностью на русском, потому программа подходит для новичков-аниматоров, работающих в стиле 2D. Работы сохраняются с разметкой XML в формате SIF.
Blender
Приложение имеет открытый код, благодаря чему любой пользователь после установки на ПК может вносить любые изменения в инструменты и общий функционал. Художникам предлагают воспользоваться деформацией образа сеткой, что позволит сделать персонажа максимально приближенным к реальному, с жизненными движениями. Дополнение – динамика мягких тел с проработкой коллизий.
Также утилита имеет кривые Безье, полигонизирование графических примитивов, изменение весовых коэффициентов вершин. Есть нелинейная мультипликация, ограничители, векторные шрифты. Упрощенный интерфейс позволяет управлять трехмерным редактором, как новичкам, так и мастерам в мультипликационной сфере.
В Blender есть функции для создания игр, такие как интерактивная логика, обработка коллизии, динамика. Создавать интерактивные сцены можно сразу в приложении. В утилиту включено более пятисот полигонов для различных тестов. Программа бесплатна для любого пользователя.
Moho Debut 12
Moho Debut 12 – это своеобразная мультипликационная студия для компьютера, которая входит в список лучших приложений, так как имеет широкий функционал и большой выбор инструментов. Имеет мастер персонажей, который позволяет изменять форму, отдельные детали образа без повторной перерисовки. Есть инструмент, при помощи которого загруженную двумерную картинку можно преобразовать в мультипликацию или гиф.
Для производства анимированной компьютерной графики есть функции настройки костей вымышленных героев с дополнением в виде синхронизации губ, которая является автоматической. К утилите применимы файлы различных форматов, преобразующиеся в качество HD.
Moho Pro 12
Приложение для создания векторной анимации. При первом использовании новичку показывают мультик и пути его создания. Этот процесс поможет разобраться с управлением и интерфейсом, который максимально упрощен и не имеет лишних деталей. Производство мультипликации может происходить по кадрам, несколькими слоями, а детали переставлять в любое место анимации.
Также используется функция анимированного скелета персонажа, что позволяет без остановок переключатся на различных героев при создании разных групп. В инструментах доступно объединение кистей, сглаживание, и многое другое, благодаря чему при ручном рисовании не остаются точки. Движения персонажа можно создать реалистичным размытием с добавлением эффектов.
Нужно больше функций? Утилита поддерживает недостаточно файлов и не конвертирует некоторые из них? Набор инструментов – минимальный и не подходит профессионалу?
Movavi Video Suite – приложение, которое удовлетворит любые потребности в редактировании мультимедиа и мультипликации. Конвертация любых форматов происходит быстро и качественно. В программе доступны наборы эффектов, фильтров и других инструментов для обработки полного видео или отдельных кадров.
С этими утилитами сделать собственный мультфильм не так сложно, как кажется.
1. Moho
- Платформы: Windows, macOS.
Один из лучших профильных инструментов для работы с векторной 2D-анимацией и мультипликацией. Moho позволяет рисовать на графическом планшете, делать раскадровки и послойно обрабатывать объекты во встроенном графическом редакторе. Утилита имеет библиотеку визуальных объектов и персонажей, обеспечивает реалистичную физику, а также интегрирована с движком Unity.
2. Adobe Animate
- Платформы: Windows, macOS.
Мощная программа для веб-дизайна из пакета Adobe, которая позволяет создавать векторную графику и анимацию. С Animate одинаково легко как обработать готовое изображение, так и нарисовать с нуля. Приложение поддерживает наложение звука, 3D-модели, скрипты ActionScripts и, конечно, интеграцию с другими продуктами Adobe. После экспорта контент можно использовать на сайтах, в онлайн-видео или играх.
3. Synfig Studio
- Платформы: Windows, macOS, Linux.
Довольно простой в использовании редактор 2D-анимации с открытым исходным кодом. Synfig позволяет создавать мультипликацию, применять фильтры, эффекты затенения и морфинга. Есть поддержка скелетной анимации. Очень удобно, что готовый материал можно отрендерить позже или вообще на другом компьютере.
4. Cinema 4D
- Платформы: Windows, macOS, Linux.
Профессиональное решение для создания 3D-объектов, анимированной графики и реалистичных рендеров. Cinema 4D отличается простым интерфейсом, в котором легко разобраться даже новичку. Программа поддерживает процедурное и полигональное моделирование, а также имеет различные пакетные модули на все случаи жизни, включая визуализацию сцен, симуляцию динамики объектов, анимации персонажей и другое.
5. Pencil2D
- Платформы: Windows, macOS, Linux.
Минималистичное приложение с открытым исходным кодом для работы с простой 2D-графикой. Позволяет на ходу рисовать персонажей и анимировать их, не усложняя творческий процесс. Легко обрабатывает как векторную, так и растровую графику, умеет добавлять эффекты и фильтры. Содержит полезные подсказки и примеры, которые помогут освоиться начинающим художникам.
6. OpenToonz
- Платформы: Windows, macOS, Linux.
Профессиональный программный комплекс для рисования двухмерной анимации, который использовался при создании «Футурамы», «Унесённых призраками» и «Губки Боба». OpenToonz позволяет переносить изображения с кальки, имеет большой набор инструментов и эффектов для рисования, а также может похвастаться удобной функцией скелетной анимации персонажей.
7. TupiTube
- Платформы: Windows, macOS, Linux.
Простой инструмент для создания 2D-анимации, ориентированный на любительскую аудиторию и детей в частности. Главная особенность TupiTube — лёгкий процесс рисования, благодаря которому можно сделать мультфильм всего за несколько простых шагов. Есть встроенная библиотека ресурсов и поддержка экспорта готовой анимации в различные форматы.
8. Easy GIF Animator
- Платформы: Windows.
Популярная программа, позволяющая делать несложные двухмерные анимации с последующим сохранением в GIF, AVI или SWF. Easy GIF Animator полностью оправдывает своё название. Приложение имеет интуитивный интерфейс и пошаговый мастер настройки, который упростит работу новичкам.
9. Toon Boom Harmony
- Платформы: Windows, macOS.
Полнофункциональное решение для создания анимации, в котором осуществляется весь процесс от рисования до финального продакшена. Harmony умеет захватывать изображения с камеры, преобразовывать двухмерные объекты в 3D и сканировать раскадровки с кальки. Приложение поможет раскрыть творческий потенциал с помощью большого набора кистей, палитр и спецэффектов. Готовый результат легко сохранить в виде анимации или перенести в игровой движок Unity.
10. Pivot Animator
- Платформы: Windows.
Очень доступный в освоении редактор, специализация которого — простые 2D-клипы с человечками-палочками. Программа позволяет самостоятельно конструировать персонажей, использовать спрайты, менять фон и добавлять различные эффекты. Словом, есть всё необходимое, чтобы за несколько минут создать забавный мультфильм в духе серии игр Stickman.